Интеллектуальная экспансия осуществляется различным образом, на разных уровнях. Не вызывает сомнения, что ее стержнем является самый сложный и эффективный психический процесс— мышление. Наиболее устойчивые, несгибаемые политические деятели отличались исключительно развитым мышлением. Идеи, не ограниченные ни временем, ни пространством, обязаны своею силой огромному творческому потенциалу, привнесенному в них мышлением их создателей. В этом случае истина обретает поразительную власть над отдельным человеком и над целыми историческими эпохами. Традиционная административная, экономическая, физическая власть может изолировать, искоренить человека или целые народы, но не может подчинить себе процессы мышления. Политические идеи бестелесны, бесчувственны, незримы, но властны.
Всякая политическая деятельность начинается с идеи. Борьба идей — самая захватывающая и самая жестокая область че-
ловеческой деятельности. Ни одно, самое невероятное богатство, вроде алмазов, золота, земли или дворцов, не унесло столько человеческих жизней, не вызывало таких непримиримых войн и противоборств, как политические учения.
|
|
Трагический пример Джордано Бруно, сожженного 17 февраля 1600 г. в Риме, о котором мы уже упоминали, свидетельствует об этом. Бруно создал новую картину Вселенной, согласно которой Солнце не является ее центром. Он разрушил стены мира и провозгласил бесконечность Мирового пространства. Согласно концепции Бруно, один и тот же порядок господствует во всех частях Вселенной. Бруно подверг критике идею Аристотеля о противоположности «незыблемой закономерности небес» и случайности, царящей на Земле. По его мнению, законы светил, небесные миры возникают и уничтожаются так же, как это происходит на Земле. Причем Бог в мире, который простирается в бесконечность, перестает быть оторванным, потусторонним существом. Эти и другие утверждения Бруно о Вселенной повлияли на последующие работы Декарта, Галилея, Кузанского, Шеллинга, на всеобщее представление о мире. Своими идеями Бруно усилил пантеизм, по которому Бог находится не вне мира, а в нем самом. Пантеизм растворил природу в Боге и отождествил Бога с природой. Нет необходимости перечислять все соображения Бруно, которые выглядели как интеллектуальная экспансия, лишающая его оппонентов практически всего: авторитета, образа жизни, признания людей, смысла жизни. Поэтому, естественно, его попытки влиять на мышление современников считались чрезвычайно опасными для огромного количества людей. Оппоненты Бруно в одно мгновение оказывались в интеллектуальном вакууме и лишались абсолютно всего, чем и за счет чего жили. С Бруно поступили как с человеком, вторгающимся во властные структуры (104, 134, 1202).
|
|
В более широком плане интеллектуальная экспансия очевидна на примере религиозных расколов и войн. Если признать, что та или иная религиозная концепция — определенный комплекс идей, а это приходилось признавать и верующим, и атеистам, то становится очевидно, сколь велико и в этой сфере поле для политической борьбы, которая никогда не прекращалась и продолжается по сей день.
Считается, что движение Реформации началось в 1517 г. В первую очередь оно связывается с Мартином Лютером. Как и полагается, к 1517 г. очень много говорилось и писалось о необходимости изменений в миру и в церкви, о глубокой порче нравов, об упадке благочестия в народе, о необходимости восстановления прежнего религиозного чувства сообразно требованиям нового времени (24. С. 88). Очень знакомые слова, предвосхищающие начало политической борьбы и гражданских конфликтов во все времена и у всех народов.
Выступив первоначально против продажи индульгенций ко-
миссаром Альбрехта монахом Доминиканского ордена Тецелем, Лютер весьма быстро сформулировал 95 тезисов, в которых утверждал, что: а) папа не имеет права отпущения грехов, б) что он не может освобождать от вечных мук и одна только благодать очищает. Началось массовое движение в поддержку Лютера, которое сейчас можно было по терминологии и целям вполне отнести к политическому и демократическому. Теоретические дискуссии с коллегами, десятикратный рост публикаций против католицизма дали свои плоды. К движению Лютера примкнули не только те, у кого были убеждения и теории, но также те, кто был движим своекорыстием. Лютер отрицал безбрачие духовенства, утверждал права князей на земли церковные, говорил о снятии налогов в пользу римского двора. Множество монахов бросили монастыри и возвратились в мир. Многие из князей немецких готовы были принять протестантство, с тем чтобы иметь право конфисковать церковные земли. За этим внешним движением шло другое, страшное, фанатическое движение, как пишет Т. Н. Грановский, «необразованных и грубых масс». Народ вторгался в храмы и разрушал иконы. Последователь Лютера, профессор Карлштадт, учил, что надо отменить образование, уничтожить школы, проповедовать суету мудрости и земной науки. Ректор виттенбергских школ затворил школы и выгнал учеников, объяснив, что учиться вредно. Лютер сам был поражен фанатизмом своих сторонников, но остановить их было невозможно. В 1523 г. некие Франц и Гуттен открыли военные действия против курфюрста Трирского. Началась эпоха религиозных войн. Идеи Лютера овладели сознанием масс, определили всю европейскую политику на столетия, опозорили себя преступлениями типа Варфоломеевской ночи и прославили достижениями типа промышленной революции. Изменив представление о мире, Лютер преобразил сознание и жизнь миллионов людей. Очень важно отметить, что Лютер перевел к 1534 г. на немецкий язык Священное писание, которое было положено в основу немецкого образования. Эта книга стала массовой. Перевод дал толчок развитию нового литературного немецкого языка. Лютер, усовершенствовав язык, расширил и картину мира (105, 178). Он не располагал ничем, кроме мощного, продуктивного развитого мышления, которое создало мощнейшую интеллектуальную экспансию движения протестантов.