1. Психика представляет собой процессы приобретения, преобразования, сохранения знаний, а также оперирование знаниями. Соответственно следует вьщелять три основные группы психических способностей.
• Способности к приобретению знаний в процессах научения - учебные способности.
• Способности к применению знаний - интеллектуальные способности.
• Способности к преобразованию и самостоятельному построению знаний - творческие (креативные) способности.
2. Каждая группа способностей имеет двухуровневую структурную организацию.
Структурные компоненты, преимущественно определяющиеся наследственностью:
• имплицитная (скрытая) обучаемость - стихийные индивидуальные формы приобретения знаний и умений;
3. На протяжении индивидуальной жизни по мере включения в различные виды деятельностей и овладения разнообразными действиями у каждого человека на основе задатков формируется индивидуальный диапазон способностей.
• «текучий интеллект»: способности, используемые для научения чему-либо новому — процессы запоминания, индуктивное рассуждение (обобщение), восприятие пространственных отношений (максимально проявляется к концу юности);
|
|
• потенциальная креативность.
Структурные компоненты, преимущественно определяющиеся влиянием внешней среды:
• эксплицитная обучаемость — произвольно организованная способность к приобретению разнообразных знаний и умений;
• «связанный интеллект»: способности, возникающие на основе накопления жизненного опыта и знаний — умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы, использовать разнообразные стратегии для решения задач (развивается на протяжении всей жизни человека);
• актуальная креативность: общая (сензитивный период развития в 3 - 5 лет); специализированная (формируется в период 13 - 20 лет).