В международной практике принята следующая классификация исходных посылок, на основе которых может вестись поиск инвестиционных концепций организациями самого разного профиля: - наличие полезных ископаемых или иных природных ресурсов, пригодных для переработки и производственного использования. Круг таких ресурсов может быть очень широк: от нефти и газа до леса-топляка и змей, яд которых пригоден для фармацевтических целей;
т - возможности и традиции существующего сельскохозяйственного производства, определяющие потенциал его развития и круг проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях агропромышлен-
' ного комплекса;
) - оценки возможных в будущем сдвигов в величине-и структуре спроса под влиянием демографических и социально -экономических факторов либо в результате появления на рынке новых типов товаров (например, для предприятия по производству грампластинок важнейшим толчком для
создания инвестиционных концепций должно служить развитие производства звуковоспроизводящей аппаратуры, так как появление проигрывателей компакт-дисков меняет саму потребность меломанов в носителях звуковой информации и устройствах для ее воспроизведения);
|
|
' - структура и объемы импорта, которые могут стать толчком для рождения проектов, направленных на создание импортозамещающих производств (особенно если это поощряется правительством в рамках промышленной политики);
- опыт и тенденции развития структуры производства в других странах, особенно со сходными уровнями социально-экономического развития и аналогичными ресурсами;
') - потребности, которые уже возникли или могут возникнуть в отраслях-потребителях в рамках отечественной или мировой экономики (например, принятие в ряде стран мира более гуманного законодательства о правилах охоты на пушного зверя потребовало создания электронных капканов, способных умерщвлять животное через несколько десятков секунд после его поимки. Очевидно, что для стран-производителей электроники это может служить импульсом к разработке проектов создания производства таких капканов);
- информация о планах увеличения производства в отраслях-потребителях или растущем спросе на мировом рынке на уже производимую продукцию;
- известные или вновь обнаруженные возможности диверсификации производства на единой сырьевой базе (например, углубление переработки древесины путем создания отделочных материалов из отходов производства и некачественного леса);
- увеличение масштабов производства ради достижения экономии издержек при массовом выпуске изделий;
|
|
- общеэкономические условия (например, создание правительством особо благоприятного инвестиционного климата, улучшение возможностей для экспорта в результате изменений обменных курсов национальной валюты и т. д.).
Очевидно, что на основе таких исходных посылок можно сформулировать лишь очень укрупненную идею инвестиционного проекта, лишь ту сферу, то направление, в котором проект следует разрабатывать. На данном этапе для анализа часто могут быть использованы лишь очень приблизительные, укрупненные данные, полученные на основе государственной статистики или иной общедоступной информации. И до тех пор, пока та или иная концепция инвестиционного проекта не получит хотя бы принципиального одобрения лиц, ответственных за принятие решений об инвестициях, нецелесообразно тратить дополнительные средства на сбор или подготовку более детальной и достоверной информации.