Тема 4.3. Организация исполнения управленческих решений в органах ГПС. Контроль их исполнения

Основное содержание темы.

1. Понятие организаторской работы по исполнению решений.

Организаторская работа по исполнению решений - наиболее трудоемкий и сложный вид деятельности руководителя, каждого сотрудника органа внутренних дел, участвующего в управлении. Именно в процессе этой деятельности субъект управления сталкивается с множеством трудностей и проблем организационного, технического, психологического характера. От умения субъекта управления преодолеть встречающиеся в ходе организаторской работы трудности, решить возникающие проблемы во многом зависят эффективность его управленческой деятельности, степень достижения конечных результатов подчиненными органами, подразделениями, сотрудниками.

Руководители органов внутренних дел и их подразделений организуют исполнение собственных решений, а также решений, поступивших от вышестоящих субъектов управления. Независимо от вида и характера решения, продолжительности времени, требующего для его реализации, организация исполнения каждого из них предполагает совершение ряда однотипных действий, образующих элементы (стадии) процесса организации исполнения решений.

Субъектами контроля являются руководители и инспекторский (оперативный) состав аппаратов управления отраслевых и функциональных служб.

Контроль, как и само управление, имеет иерархию. Каждый субъект управления должен контролировать, по общему правилу, деятельность непосредственно подчиненных - объектов.

Определение предмета контроля. В широком смысле предметом контроля является деятельность по реализации всех ранее принятых управленческих решений.

Предметом контроля может быть и готовность органа внутренних дел к выполнению решения либо в будущем, либо в определенной ситуации.

2.Основные стадии процесса организации исполнения управленческих решений и их содержание.

Процесс организации исполнения любого решения включает в себя следующие общие элементы:

q подбор и расстановку исполнителей, их инструктаж и обучение;

q обеспечение деятельности исполнителей;

q организацию взаимодействия между ними;

q контроль за исполнением, коррегирование и регулирование;

q подведение итогов исполнения решения.

Начальным элементом этого процесса является доведение решения до исполнителей (при организации исполнения собственных решений) либо уяснение и детализация решения (при организации исполнения решения, поступившего от вышестоящего субъекта управления) и конечным - подведение итогов исполнения решения.

Рассмотрим содержание и правила реализации элементов (стадий) организаторской работы по исполнению решений.

Доведение решений до исполнителей. С этого элемента начинается организация субъектом исполнения собственного решения. Качественное осуществление этой работы является важным предварительным условием успешной реализации решения.

Доведение решений до непосредственных исполнителей может осуществляться различными путями, что зависит от характера решения, от числа исполнителей и других обстоятельств (временной фактор, организационно-технические возможности субъекта, места расположения исполнителей, уровень субъекта и др.). Возможно непосредственное (устное) доведение до исполнителей (на совещании, во время инструктажа, в индивидуальной беседе и пр.), направление им письменных решений, передача решений по средствам связи и др.

Широкое информирование о некоторых решениях способствует положительным изменениям в функционировании всей системы органов ГПС., создает предпосылки для взаимодействия подразделений, способствует более качественному выполнению решений субъекта.

О принятых решениях в ряде случаев субъект информирует других (одного с ним уровня) субъектов. Например, начальник ОПО информирует о принятом решении по проведению операции начальников соседних ОПО, органы государственной безопасности, прокуратуру и др.

Успешная реализация некоторых управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел, невозможна без информирования о них общественности, администрации предприятий, организаций, учреждений, представители которой хотя и не являются непосредственными исполнителями этих решений, но могут быть в определенной мере привлечены к их реализации.

Организация исполнения некоторых решений требует информации о них граждан и должностных лиц. Такая информация необходима, поскольку их исполнение осуществляется не только подчиненными органами и подразделениями, но и гражданами и должностными лицами (путем совершения предписываемых или воздержания от запрещенных действий).

Уяснение и детализация решений. Это - первый элемент организации исполнителя решения, поступившего от вышестоящего субъекта.

Организатор исполнения решения, получив решение, должен сам принять меры к его уяснению. Он должен выяснить общий смысл, главную идею решения. Следует иметь в виду, что чем выше уровень субъекта, принявшего решение, тем обычно бывает менее конкретна формулировка этого решения, тем больше внимания должен уделить исполнитель выявлению главной идеи, цели решения.

В процессе уяснения решения у субъекта, организующего его исполнение, могут возникнуть неясности, вопросы. Прежде всего их надо попытаться “сняты” путем повторного (возможно и неоднократного) изучения этого решения. При необходимости следует обратиться к другим решениям по аналогичному вопросу: к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, к консультации коллег-специалистов, ученых и других компетентных лиц.

Если же все это не привело к желаемому результату, то следует обратиться с возникающими вопросами к субъекту, от которого поступило это решение

После уяснения решения, как правило, возникает необходимость его детализации. В обязательном порядке подлежат детализации решения, содержащие предписания общего характера.

В этих случаях решение общей задачи, поставленной субъектом, требует усилий многих исполнителей, каждый из которых будет осуществлять свои функции.

Детализация решения заключается в выделении составных частей глобального решения, в расчленении его основной цели на ряд частных целей и задач. Для каждого уровня детализации в качестве общего выступает решение, поступившее от непосредственного руководителя.

Детализация решения позволяет выявить вопросы, не нашедшие отражения в формулировке общего решения, устранить дублирование в процессе исполнения решения, обнаружить потребность во взаимодействии исполнителей и определить его формы, сформулировать конкретные задания исполнителям, спланировать последующую деятельность по реализации решения.

Подбор и расстановка исполнителей, их инструктаж и обучение. Принимая решение, детализируя его, субъект в определенной мере предрешает состав исполнителей решения. Соответствующий субъект определяет, сотрудники каких служб и подразделений будут привлечены к выполнению решения. При этом необходимо руководствоваться правилом, согласно которому степень сложности задания должна достигать верхней границы возможностей исполнителя. Значительное превышение этой границы приведет к срыву выполнения задания. Систематические неудачи могут подорвать у исполнителя веру в свои силы, способности и возможности. С другой стороны, поручение квалифицированному, опытному исполнителю простых заданий, не требующих применения имеющихся у него знаний и опыта, по общему правилу, также следует признать нецелесообразным.

Решение руководителем вопроса о подборе и расстановке исполнителей создает условия для успешной реализации решения. Четкий и исчерпывающий инструктаж в значительной мере гарантирует успешное выполнение решения. Степень конкретности и содержание инструктажа зависят от сложности и новизны решения, от состава исполнителей и некоторых других обстоятельств.

Проведение квалифицированного инструктажа требует от инструктирующего хороших знаний функциональных обязанностей сотрудников, обстановки, в которой им предстоит действовать, индивидуальных особенностей исполнителей. Поэтому инструктировать исполнителей должен, как правило, их непосредственный начальник, так как он более других осведомлен о перечисленных обстоятельствах.

Основная цель - сообщить новые знания, привить навыки и сформировать умения, необходимые исполнителям для выполнения поставленной задачи. Наиболее распространенными и эффективными формами обучения исполнителей являются: репетиции, учения, практические занятия, изучение литературы и нормативных актов и др.

Обеспечение деятельности исполнителей, организация взаимодействия между ними. После того как исполнители проинструктированы и обучены, перед организатором исполнения решения встает задача обеспечить их деятельность, т.е. создать условия, способствующие выполнению решения.

В целях обеспечения деятельности исполнителей каждый субъект на своем уровне решает вопросы: психологического, правового, материально-технического и финансового обеспечения; обеспечения соответствия временного фактора характеру и объему задач и др.

Психологическое обеспечение деятельности исполнителей предполагает формирование у них ответственного отношения к делу, привитие чувства важности и значимости выполняемого задания. Огромную роль играет личный пример, авторитет руководителя.

Правовое обеспечение предполагает решение вопроса о том, имеют ли исполнители соответствующие права и полномочия, чтобы выполнить управленческое решение. Отсутствие нормативно-правового обеспечения снижает эффективность реализации решения либо вовсе делает это решение неисполнимым, или неминуемо ведет к нарушению законности.

Материально-техническое и финансовое обеспечение предполагает снабжение исполнителей транспортными средствами, оружием, обмундированием, пищевым, денежным и иными видами довольствия, необходимыми для выполнения задания.

В исполнении решения обычно участвует множество сотрудников, каждый из которых выполняет порученное ему частное задание. Их выполнение в конечном счете должно привести к реализации решения в целом. Для достижения такого результата необходимо организовать взаимодействие между исполнителями решения, скоординировать их деятельность. Координация деятельности исполнителей решения является важнейшим видом организационного обеспечения исполнения решения. Осуществляя координацию деятельности исполнителей, субъект управления определяет взаимодействующих исполнителей, виды и формы взаимодействия, организует практическую отработку взаимодействия исполнителей, оказывая им помощь в работе, поддерживает взаимодействие между исполнителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: