Эмоция отражает отношение человека к миру в форме непосредственного переживания; эмоция отражает состояние субъекта и его отношение к объекту.
Структура эмоционального переживания:
Собственно аффективный
Волевой (выражается в стремлении)
Интеллектуальный
Функции эмоций (см. Функции): Оценочная, Побуждающая, (дез-)организующая деятельность, Регулирующая.
Эмоциональная амбивалентность (амбивалентность чувств) – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующее его одновременным приятием и отвержением, например переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти. Амбивалентность чувств появляется при конфликте потребностей.
Три уровня эмоциональной сферы: Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности, Предметные чувства, Обобщенные чувства.
Различные виды эмоциональных переживаний: Аффект ы, Страсти, Настроения.
|
|
(см. Классификации Рубинштейна и Дормашева)
Эмоции и деятельность.
Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
Возникая, таким образом, в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются побуждениями к деятельности.
Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности.
Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.
Влияние эмоций на деятельность:
Целостные эмоции (все 3 компонента) служат побуждениями, мотивами деятельности.
Если в эмоции выделить аффективность, как таковую, то можно сказать, что эмоция не детерминирует деятельность, а лишь регулирует определяемые иными моментами деятельность человека.
Эмоциональная (аффективная) сторона эмоции обуславливает динамический аспект деятельности.