Использование земли в муниципалитетах, и особенно планируемые застройки территории или изменение зонирования, всё больше волнуют людей. Прошедший год был отмечен напряжением «на земельном фронте». В обращениях, поступающих Уполномоченному, граждане сообщали о фактах формального проведения органами публичной власти общественных слушаний по этим вопросам и нежелании прислушаться к голосу местных жителей (обращения №№ 14–13/1904, 14–13/1696, 14–13/2769 и др.). Научимся ли слушать людей?
Нет ничего удивительного в том, что люди хотят знать, как принятые местной властью решения повлияют на их дальнейшую жизнь: вырубят ли зелёные насаждения для постройки очередного торгово-развлекательного центра или охраняемой стоянки автотранспорта, установят сервитут, ограничив права собственника земельного участка, либо проложат автотрассу через садовое некоммерческое товарищество. Поэтому государство вынуждено вводить институт публичных слушаний по важнейшим земельным и градостроительным вопросам. С точки зрения права, публичные слушания – это не референдум, не голосование и не согласование с жителями намечаемой деятельности. Это процедура, которая обеспечивает публичность принятия решения органами власти.
|
|
Учитывая положения закона, Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции на заседании 11 марта 2014 г. принял решение о выработке эффективного механизма проведения общественных (публичных) слушаний по земельным и градостроительным вопросам. Понимая исключительную важность публичных слушаний, Уполномоченный направила в рабочую группу, созданную Советом, свои предложения по проведению общественных слушаний и правовому закреплению гарантий прав их участников. Принципиальная позиция Уполномоченного в данном вопросе обусловлена тем, что документ, регламентирующий организацию и проведение общественных (публичных) слушаний, чрезвычайно важен не только потому, что позволит исключить коррупциогенные факторы при решении вопросов о выделении земельных участков и принятии градостроительных решений. Такой документ должен стать инструментом общественного согласия, столь необходимого в настоящее время.
Изучив практику регулирования публичных слушаний в муници- палитетах нашей области, Уполномоченный пришла к выводу, что в ряде случаев порядок проведения слушаний может рассматриваться как противоречащий самой идее публичных слушаний и ограничивающий право граждан на участие в местном самоуправлении. Такое бывает, когда муниципальными актами закрепляется неравное представительство населения и органов местного самоуправления в составе комиссии, организующей публичные слушания и оформляющей их итоговый документ. Нередко случается, что публичные слушания подменяются формальным обозначением учёта мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления, что может рассматриваться как ограничение права населения и отдельного гражданина на участие в осуществлении местного самоуправления.
|
|
Уполномоченный убеждена, что публичные слушания не должны быть «демократическим прикрытием» групп интересов, лоббирующих нужные им проекты. Основное назначение таких слушаний – получение достоверного, легитимного результата о мнении населения по возможному или предстоящему предоставлению земельных участков, изменению градостроительной документации или иным вопросам. Поэтому для выполнения данной задачи в муниципальных правовых актах обязательно должна быть предусмотрена вариативность форм проведения публичных слушаний (в зависимости от характера рассматриваемого вопроса). Это могут быть слушания в органе местного самоуправления или массовое обсуждение населением проекта муниципального правового акта.
В тех случаях, когда инициатором публичных слушаний выступает не орган местного самоуправления, а граждане, реализация их права на проведение слушаний должна иметь определённые гарантии. И здесь прежде всего надо чётко определить: назначение публичных слушаний по инициативе населения – это право или обязанность органа муниципального образования? Вправе ли указанный орган отказать инициативной группе граждан в проведении публичных слушаний по мотиву нецелесообразности?
Весьма важен вопрос и о составе оргкомитета по проведению слушаний: может ли он формироваться целиком из муниципальных служащих (что обычно и бывает, и тогда на слушаниях преобладает позиция муниципалитета). Есть и другие вопросы, от решения которых в значительной степени зависит исход мероприятия, – определение перечня лиц, приглашённых для участия в публичных слушаниях, время проведения слушаний (удобное для муниципальных служащих или всё-таки для граждан). И конечно же, особого внимания заслуживает итоговый документ – рекомендации, заключение. К сожалению, на практике нередко бывает, когда по итогам слушаний оргкомитет составляет заключение, отражающее не весь спектр выраженных мнений, а только мнение, нужное организатору. Но то- гда публичные слушания просто теряют смысл, теряется и доверие граждан к этому институту.
Особое внимание Уполномоченного в отчётном году было приковано к истории с публичными слушаниями по строительству Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) и судьбе земельных участков в тех садоводческих товариществах, по территории которых предполагалось проложить часть автомобильной трассы. Точнее сказать, к истории ожидания таких слушаний. Казалось, они вот-вот начнутся, и муниципальная власть даст людям ответы на жизненно важные вопросы. Депутатам Законодательного Собрания Свердловской области эта история хорошо известна, особенно Д.А. Носкову. На публичных слушаниях в августе 2014 года сотрудники Администрации г. Екатеринбурга весьма недружелюбно реагировали на выступление депутата, пытавшегося прояснить ситуацию и отстоять право нескольких сотен садоводов, пришедших на публичные слу- шания, узнать о планах городских властей. В итоге чиновники мэрии не решились выносить на обсуждение общественности предложение по сносу садовых участков. В повестку публичных слушаний включили технические вопросы приведения в соответствие границ территориальных зон города, а ранее анонсированное рассмотрение вопроса корректировки земельных участков под строительство III пускового комплекса ЕКАД превратилось в фарс.
Строительство кольцевой автодороги вокруг г. Екатеринбурга – стратегический проект дорожного хозяйства в 2015 году. И надо сказать, что Правительство Свердловской области сделало всё, чтобы этот проект осуществить без протестных акций населения – принято решение о том, что ЕКАД не будет проложена по садовым участкам, а значит, и по судьбам людей тоже.