Механизм правового регулирования это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения.
Профессор А.П. Коренев под механизмом административно-правового регулирования понимает систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:
1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Нормы административного права и его принципы.
3.Акты толкования норм административного права, под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.
|
|
4. Акты применения норм административного права, которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.
5. Административно-правовые отношения.
С позиции теории права правовая норма это общее правило поведения, установленное государством, содержащееся в нормативно-правовом акте, рассчитанное на многократное применение персонально не определенным кругом лиц, формально-определенное, структурно-организованное, содержащее меры должного, запрещаемого, рекомендуемого или поощряемого поведения и охраняемое мерами государственного принуждения.
Административно-правовая норма имеет общие свойства, характерные для всех норм российского права (например, норма права исходит от государства; отличается от других социальных норм формальной определенностью; являются результатом отражения объективного мира; являются мерой, эталоном поведения и т.д.), однако имеет и особенности, что характеризует административное право как самостоятельную отрасль права.
Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и участия граждан в управлении делами государства.
|
|
Нормы административного права регулируют общественные отношения, связанные с определением правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того нормы административного права регулируют отношения, связанные с государственной и муниципальной службой, порядком организации и деятельности органов исполнительной власти и реализацией ими форм и методов государственного управления, порядком применения мер государственного принуждения. В частности, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях и аналогичных законов субъектов Российской Федерации определяют порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности. Также административно-правовые нормы определяют порядок введения административно-правовых режимов и их содержание, контрольно-надзорную деятельность. И, наконец, нормы административного права регулируют отношения в экономической, политической, социально-культурной и межотраслевой сферах.
Нормы административного права имеют свои особенности, обусловленные предметом их регулирования:
- нормы административного права регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Они устанавливают структуру и закрепляют административно-правовой статус органов государственного управления, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти, определяют порядок взаимодействия между субъектами управления;
- посредством указанных норм закрепляется административно-правовой статус граждан, их права, обязанности в сфере государственного управления, определяются гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от неправомерных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц;
- нормы административного права регулируют правовые основы государственной службы в аппаратах, обеспечивающих деятельность законодательных (представительных) органов, высших судебных органов, Президента РФ, Совета безопасности РФ, Правительства РФ (подбор кадров, перемещение их по службе, поощрение и др.);
- административно-правовые нормы имеют юридические средства защиты от посягательств на них: административную и дисциплинарную ответственность;
- нормы административного права, учитывая предмет регулирования, имеют преимущественно императивный характер;
- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти имеют подзаконный характер. Это означает, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.
-административно – правовые нормы содержаться как в законах (например, федеральные законы «О системе государственной службы», «О государственной гражданской службе» и др.), так и в подзаконных правовых актах (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств).
- в правоприменительной практике нормы административного права применяются многочисленными субъектами исполнительной власти, их должностными лицами и судьями. Перечень органов административной юрисдикции приведен в главах 22 и 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- нормы административного права предоставляют более широкие возможности для обжалования неправомерных действий (бездействий) физических и юридических лиц, восстановления нарушенных прав и свобод не только в административном, но и в судебном порядке.
Нормы административного права, как и право в целом, имеет свои задачи:
1. закрепление и упорядочение наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления.
|
|
2. охрана управленческих отношений от неправомерного на них посягательства мерами государственного принуждения (административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры административных и дисциплинарных наказаний.).
3. создание и развитие новых управленческих отношений, адекватных современным реалиям.
4. Устранение из сферы управления отношений, не отвечающих требованиям современного развития государства и общества.
Административно-правовая норма, также как и норма других отраслей права имеет свою структуру, под которой понимается внутренние строение нормы, определенный порядок взаимосвязи ее составных частей. Следует отметить, что не все нормы права имеют трехзвенную структуру, а только те, которые устанавливают правила поведения. В частности, нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, по методу регулирования являющиеся запрещающими, имеют классическую трехзвенную структуру.
Административно-правовая норма, устанавливающая правило поведения, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, жизненные обстоятельства, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой. Например, в гипотезе норм Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях указывается само событие правонарушения (противоправные действия (бездействия), противоправные последствия, причинно-следственная связь, место, время, способ, орудия, обстановка, продолжительность). Таким образом, гипотеза (гипотетически) подразумевает область действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.
С позиции теории права элементы нормы подразделяются на виды. Так, в зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные. Разновидность сложной гипотезы – альтернативная (достаточно одно условие из нескольких).
|
|
По форме выражения гипотеза бывает абстрактной и казуистической. Абстрактная гипотеза указывает на общие условия вступления нормы в силу. Казуистическая гипотеза указывает на частные случаи, условия.
Диспозиция – часть правовой нормы, устанавливающая правило поведения, которое предписывается нормой и определяющее меры должного и возможного поведения субъектов, их права и обязанности. При анализе нормы права диспозиция определяется логическим путем. Как правило, диспозиция нормы подразумевается и реализуется путем соблюдения запрета совершать те или иные противоправные действия (бездействия).
Диспозиции в зависимости от формы выражения делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.
Санкция – часть правовой нормы, содержащая предусмотренные законом меры ответственности за нарушение правил, установленных диспозицией нормы (административную, дисциплинарную).
По характеру неблагоприятных для правонарушителя последствий санкции делятся на: правовосстановительные (санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права); штрафные (уголовного и административного права). В зависимости от степени определенности санкции делятся на: абсолютно-определенные (содержат конкретную меру наказания); относительно-определенные (содержат нижний и верхний пределы наказания); альтернативные (содержат два основных наказания, одно из которых может быть применено). Также в санкции могут содержаться основное и дополнительное наказания.