Тема: Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание)
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внутренние факторы развития человека.
2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Роль наследственности в развитии человека.
2.2. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.
2.3. Буржуазные и отечественные концепции саморазвития (самообразования и самовоспитания) человека.
3. Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу самовоспитания, учитывая реальные результаты самоанализа. При выполнении задания рекомендуется руководствоваться установками задания №6 (с.113) учебного пособия В.И. Смирнова «Общая педагогика».
План занятия
1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию).
2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).
|
|
3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
4. Учебно-дидактическая игра по следующему сценарию:
1) во время учебного занятия студенты, разделенные на мини-группы по 2-3 человека, составляют программу самовоспитания для одного из студентов (А) группы;
2) студент (А) знакомит группу с вариантом программы, разработанном им в процессе подготовки к практическому занятию;
3) мини-группы знакомят со своими версиями программы, обосновывая и защищая их;
4) студент (А) организует дискуссию и работу группы по составлению обобщенной программы его самовоспитания.
5. Блиц-опрос: Как знание свойств, наследуемых человеком, может быть использовано в реализации собственной программы самовоспитания?
6. Студентам предлагается прокомментировать педагогические афоризмы:
6.1. «Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве». Августин.
6.2. «Найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой». Ф.М. Достоевский (Предлагается соотнести высказывание с логикой программы самовоспитания).
6.3. «Самосозерцание – бич, который усугубляет неразбериху в уме». В. Ратке. Можно ли согласиться с германским педагогом В. Ратке, который ввел в научный обиход понятие «Дидактика» (1571-1635)?
В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 2, 6, 7, 8 (с.112-113) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам.
Литература к практическому занятию по теме: