1.Подготовиться к «аквариуму», в соответствии с распределением по группам:
1 группа – сторонники Пражского лингвистического кружа,
2 группа – защитники идей глоссематики,
3 группа – представители Лондонской школы структурализма,
4 группа – сторонники американского структурализма.
Участники каждой группы обсуждают проблемы своего направления и выбирают представителя, который будет отстаивать их точку зрения на язык публично, на практическом занятии.
Роли в группе: «Ведущий» – его задача – организовать обсуждение вопросов и вовлечь всех членов группы в работу; «Аналитик» – задаёт вопросы студентам по ходу обсуждения проблемы; «Протоколист» – фиксирует всё, что относится к решению поставленной задачи; «Наблюдатель» – оценивает участие каждого члена группы.
2.Подготовить презентации индивидуальных проектов.
Проекты, презентации, рефераты
- Лингвистические взгляды В. Матезиуса.
- Лингвистические взгляды Л. Ельмслева.
- Лондонская школа структурализма (Дж. Р. Ферс).
- Лингвистические взгляды Л. Блумфилда.
Практическое занятие 21
(защита групповых и индивидуальных проектов, практика публичного выступления)
Тема 15: Русское языкознание XX века, современные школы языкознания (2 часа)
План занятия
1. Е.Д. Поливанов – один из основоположников отечественного языкознания.
2. Л.В. Щерба и его роль в развитии фонетики и фонологии.
3. Р.И. Аванесов и В.Н. Сидоров – основатели Московской фонологической школы.
4. Вклад В.В. Виноградова в лексикологию и лексикографию.
5. Лингвистические взгляды Н.Я. Марра.
6. Лингвистические взгляды А.Ф. Лосева.
7. Современные школы языкознания.
Задания для подготовки к практическому занятию
На основе изучения теоретического материала и фрагментов разных школ русского языкознания подготовить проекты, презентации, рефераты о научных лингвистических парадигмах XX века.
Проекты, презентации, рефераты
1. Основные проблемы языкознания в трудах Е.Д. Поливанова.
2. Лингвистические взгляды Н.Я. Марра. Наука или политика?
3. Роль Л.В. Щербы в развитии русского языкознания.
4. Создание Московской фонологической школы – новый этап в развитии русской лингвистической науки.
5. Лексикология и лексикография в трудах В.В. Виноградова.
6. Лингвистические взгляды А.Ф. Лосева.
Практическое занятие 22
Практическая работа(2 часа)
План занятия
1. Тестирование (рубежный контроль Модуль №3).
2. Письменная работа – эссе.