Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждается: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.
В содержании этого документа раскрываются следующие аспекты:
1. Цель аудита финансовой отчетности;
2. Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности;
3. Объем аудита со ссылками на нормативные документы;
4. Форма и способ сообщения результатов аудита;
5. Предупреждения о наличие риска не обнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений;
6. Требования свободного доступа к информации необходимой для проведения аудита.
Аудитор может отразить в письме:
— мероприятия, связанные с планированием аудита;
— перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных во время аудита;
— предложение о подтверждении клиентом условий договоренности;
|
|
— перечень писем или отчетов, которые предполагаются составить для клиента;
— основу для исчисления гонорара.
При необходимости в письме оговариваются:
— возможность привлечения других аудиторов и экспертов, внутренних аудиторов, других сотрудников клиента;
— координирование работы с предшествующим аудитором;
— ограничение ответственности аудитора там, где это возможно и т. д.
МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающий уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит финансовой отчетности, как это было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).
Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и необоснованными. К обоснованным причинам относятся:
— изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуг (например, потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей финансовой отчетности, а интересуется только реальностью данных отчета о прибылях и убытках);
— неправильное понимание клиентом характера услуги (так, в ряде случаев клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка бухгалтерского учета, а это выясняется при проведении аудиторской проверки).
— ограничение объема договоренности, вызванное объективными обстоятельствами (к примеру, один из филиалов клиента превращен в самостоятельную организацию и передан другому собственнику, вследствие чего отпадает необходимость в проверке его информации, проводившейся согласно установленной несколько лет назад договоренности с аудитором).
|
|
Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудовлетворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые юридические последствия изменений условий аудита.
Действия аудитора в случае согласия с изменением условий договоренности:
— согласование новых условий (в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства);
— составление отчета в соответствии с пересмотренными условиями.
Если просьба клиента об изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен продолжать выполнение первоначальной договоренности. В случае невозможности продолжения работы аудитор должен отказаться от проведения аудита, а иногда доложить органам управления субъекта о причинах отказа от задания (при наличие такого условия в договоренности).
3. Общие вопросы планирования аудита
Планирование аудита — это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования — эффективное и современное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Объем планирования зависит от:
—размера проверяемого субъекта;
—сложности предстоящей проверки;
—отчета работы аудитора, в том числе данным субъектом;
—знания аудитором бизнеса клиента.
При разработке общего плана аудита, аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:
—знание бизнеса клиента (условия отрасли, характеристики субъекта, уровень компетентности руководства;
—понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика, влияние новых нормативных актов, опыт аудитора в области оценки данных систем);
—риск и существенность (оценка аудиторского риска, установление уровня существенности, выявление проблемных областей бухгалтерского учета)
—характер, сроки и объем процедур (распределение процедур по областям аудита, влияние информационной технологии на аудит, возможное использование результатов работы подразделения внутреннего аудита);
—координация, контроль и анализ работы (потребность в персонале, привлечение других специалистов, количество проверяемых мест)
— прочие аспекты (непрерывность деятельности субъекта,
условия аудиторского задания, характер и сроки отчетности
и др.)
Программа аудита — определяет характер, сроки, объем запланированных аудитором процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов, а также средство контроля их работы. В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.
Документация — материалы (рабочие документы), составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки. С помощью рабочей документации оформляются:
— планирование и проведение аудита;
— действия по надзору и проверки аудиторской работы;
— аудиторские доказательства.
Форма и содержание рабочих документов регламентируется МСА 230 «Документация». Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме. Отражая в них информацию:
— о планировании аудита;
—о характере, временных рамках, объеме и результатах выполнения аудиторских процедур;
— о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах принятия решений аудитора, но не о деталях работы.
|
|
Формы и содержание документации аудита зависит от:
— характера аудиторского задания;
— формы заключения;
— особенностей бизнеса клиента;
— состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
— необходимости направлять и контролировать работу ассистентов;
— конкретных приемов и методов, используемых аудитором.
Обычное содержание рабочих документов аудитора:
— информация, касающаяся юридической и организационной структуры субъекта, копии юридических документов;
— информация об отрасли субъекта и результаты анализа его деятельности;
— планы и программы аудита;
— доказательства исследования аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— оценка аудиторского риска и методика определения уровня существенности;
— анализ работы внутреннего аудита;
— анализ операций и сальдо счетов;
— анализ деятельности субъекта;
— записи об аудиторских процедурах;
— копии сообщений, переписки или протоколы встреч с руководством субъекта, письменные заявления клиента;
— выводы аудитора с обоснованными трактовками;
— копии финансовой отчетности и аудиторские заключения.
Аудиторская фирма может разрабатывать стандартные формы документов. Что позволит ускорить и оптимизировать процессы оформления аудита, делегирование работы, контроля ее качества. Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условий для ее хранения.