Даруль-Фикр.Ру. Продолжаем наш цикл вводных уроков по акыде, в течение которого мы постараемся

بِسْمِاللَّـهِالرَّحْمَـٰنِالرَّحِيمِ

Продолжаем наш цикл вводных уроков по акыде, в течение которого мы постараемся кратко и доступно объяснить для начинающего читателя, интересующегося основами Ислама, некоторые аспекты исламского вероучения. Постараемся объяснить эти аспекты простым языком, не используя сложных терминов, чтобы люди, которые только начали изучать Ислам, получили пользу от этих уроков, иншаАллах.

На этом уроке мы разберем очень важный аспект вероучения, так сказать, сердцевину этой науки, - вопросы, связанные с сифатами Всевышнего Аллаха.

Что такое сифат? Сифат (или «сифа») – это атрибут, то есть это то, чем мы описываем Аллаха.

Знание о нашем Господе не дано нам через наши органы восприятия: мы не видели Аллаха, мы не являемся пророками, поэтому мы не слышали нашего Господа, и поэтому Аллах дал нам восприятие опосредованно.

Что значит опосредованно? Мы, например, видим мир и понимаем, что у этого мира есть Творец, либо пророки нам сообщают об Аллахе, поэтому то, как Аллах описан в Коране и Сунне, - это и есть сифаты, Его атрибуты.

Познать все атрибуты Аллаха невозможно, потому что Аллах совершенен и бесконечен, поэтому описание Его совершенства тоже бесконечно, ибо Его совершенство бесконечно и не вообразимо нами.

Аллах не требует от нас, чтобы мы их все охватили, так как это невозможно, а Аллах не возлагает на своих рабов то, что они сделать не могут.

Поэтому ученые Ахлю Сунна Валь Джамаа, то есть ученые спасшейся группы из общины Пророка Мухаммада (фирканаджия), выделяют тот минимум сифатов, которые должен знать мукалляф. Мукалляф - это тот, на кого распространяются законы Шариата. Этот минимум необходим, чтобы мусульманин был уверен в своем имане и чтобы различные сомнения не охватывали его.

У Всевышнего Аллаха выделяют 13 атрибутов, которые мы рассмотрим на этом уроке. Мы рассмотрим сифаты поверхностно, а кто желает изучить их более подробно, пусть обращается к нашему циклу уроков Танвир аль-Кулюб.

1) Начнем с первого атрибута - Аль-Вуджуд – Существование.

Это является основой исламской акыды и основой той религии, которую принес Пророк Ибрахим , то есть Авраам. Это знание о том, что наш Бог существует.

Естественно, если человек сомневается, наш Бог существует или нет, то его иман не принимается. Этот человек не является мусульманином. В Коране сказано (смысл): «Есть ли в Аллахе сомнения?»

И что важно понять, вера во Всевышнего Аллаха не противоречит разуму. Более того, она вытекает из него, и она разумна, потому что мы видим, как этот мир меняется, и видим, как что-то появилось после того, как оно не существовало, то есть после небытия что-то принимает бытие.

Кто решает, чему быть, а чему не быть? И кто решает, что это творение должно иметь именно такие пропорции, именно такой цвет, размер? Природа? Но что такое природа? Это некая абстракция, которую выдумали материалисты и атеисты, чтобы попытаться затуманить разум людей и представить веру в Бога как некий абсурд, хотя сами не могут объяснить этот процесс: откуда появляются творения, почему они имеют именно такие характеристики.

Поэтому выдумали такую абстрактную «природу», которая якобы что-то решает. Конечно, это абсурд. И они называют нашу веру в Аллаха абсурдом, когда их идея «природы» является абсолютным абсурдом.

2) Второй атрибут – Аль-Кидам – Предвечность.

Это означает, что Аллах не имеет начала. И это неимение начала не означает некий временной промежуток, что Аллах во времени предшествует другим творениям. Само время является также творением, поэтому Аллах не может характеризоваться существованием во времени, то есть творения не могут являться характеристиками Аллаха. Поэтому время, которое является сотворенным и которое имеет точку отсчета, с которого появляется само время, не может описывать Аллаха.

Когда мы говорим, что Аллах Предвечен, мы не имеем в виду, что Аллах предвечен в каком-то временном промежутке, то есть предшествует чему-то. Мы имеем в виду, что Аллах и Его Бытие не имеют начала, и Он не может описываться небытием. Как сказано в Коране, (смысл:) «Он – Первый». Это и есть понимание сифата Аль-Кидам.

Все существующее можно разделить на три группы:

· Первое. То, что не имеет начала, – это только Всевышний Аллах.

· Второе. То, что имеет начало, но не имеет конца. Это, например, Ад и Рай.

· Третье. То, что имеет и начало, и конец. Это творения, которые будут уничтожены в Судный День и уйдут в небытие.

3) Третий атрибут, в котором мы должны быть убеждены, – это Аль-Бака – Бесконечность.

Мы сказали, что Аллах не имеет начала, мы также говорим, что Он не имеет конца. Конец может иметь лишь то, что имеет начало. Тот, кто описан Безначальностью, описан также и Бесконечностью.

Имеется в виду не пространственная бесконечность Аллаха, что Аллах, мол, везде, аузубиЛлях. Нет, имеется в виду, что Его Бытие не имеет конца. Вот так надо понимать атрибут аль-Бака - как отсутствие конечности существования Аллаха.

Как сказано в Коране, (смысл:) «все исчезнет и будет уничтожено, кроме Всевышнего Аллаха», - то есть все, кроме Аллаха, потенциально может исчезнуть. Мы знаем, что некоторые творения Всевышний оставит, не уничтожив, в вечности, но сами по своей сущности они могут быть уничтожены. А Бытие Аллаха обязательно, и оно не может быть даже теоретически уничтожено.

4) Четвертый сифат – Аль-Вахдания – Единственность.

Это является одним из ключевых аспектов, и из этого названия вытекает одно из названий науки акыды – ат-таухид, то есть убежденность в Единственности Аллаха.

Ат-таухид состоит из трех частей:

Первое – убежденность в единственности Cущности Аллаха, то есть то, что Аллах не состоит из частей, у Него нет руки, Он не является телом и т. д.

Второе – убежденность в единственности Аллаха вЕгосифатах. Его сифатыприсущи только Ему.

Третий аспект таухида – это убежденность в единственности Аллаха в действиях. Действия совершает только Всевышний, и только Он является Творцом.

5) Пятый сифат – Аль-КиямухубиНафсихи – Самодостаточность.

Это означает, что Аллах ни в ком и ни в чем не нуждается. А все нуждается в Нем. Если бы Аллах нуждался в чем-то, это говорило бы о сотворенности Аллаха. Точно так же Аллах не нуждается в нас и в нашем поклонении, и Ему никак не вредят наши грехи и наше ослушание. Это поклонение нужно нам самим, поскольку поклонение принесет пользу нам. И как сказано в Коране (смысл:), «Аллах - Самодостаточный, а вы – нищие и нуждающиеся».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: