Мировоззрение – это система взглядов, идей, ценностей о мире и человеке. Мировоззрение присуще каждому человеку и обществу. Можно выделить следующие уровни мировоззрения: обыденное, эмпирическое и теоретическое. Обыденное мировоззрение связано со здравым смыслом и повседневной жизнью человека. Эмпирическое мировоззрение основано на опытных данных, поэтому в таком мировоззрении часто обнаруживаются внешние, несущественные стороны изучаемого предмета. Теоретическое мировоззрение основано на рацио, деятельности мышления и раскрывает сущностные и закономерные связи изучаемых предметов, фиксируемых в форме закона.
На разных этапах развития человека способами постижения мира выступают мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В истории развития общества сложились основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука, право и др.
Первоначально знание человека о мире было синкретичным, т.е., единым, нерасчлененным знанием. Поэтому на ранних этапах развития философия выступает в форме эзотерического знания - закрытого знания, для посвященных, со временем став экзотерическим знанием - внешним знанием, для профанов.
|
|
В европейской культуре философия возникает как движение от Мифа - образно символического восприятия мира к Логосу, как системно-рациональному знанию. На Востоке философия возникает и развивается как мудрость, сохраняя религиозно-мифологическую форму. В русской традиции философия всегда считалась любомудрием, поэтому оригинальная философия развивается на основе православия.
Можно выделить основные социокультурные типы философии:
- западную, связанную с поиском абсолютной истины;
- восточную, связанную с поиском смысла вечности и слияния с нею;
- русскую, ориентированную на поиск абсолютного добра.
Кроме того, различают также национальные типы философии: греческую, немецкую, арабскую и т.д. Существует классификация европейской философии на основе хронологии: античная, средневековая, философия 20 в. и т.п. В зависимости от типов культуры выделяют такие типы и стили философии, как классическая, неклассическая и постнеклассическая. На основе предмета философии и её проблематики выделяют: онтологическую, гносеологическую, антропологическую и другие философские системы.
Философия, утверждает К.Ясперс, возникает в «осевое время» - 8-2 вв. до н.э. в древнем Китае, Индии, на островах Эгейского моря и связана с постановкой мировоззренческих вопросов. Этимология слова «философия» означает любовь к мудрости. Впервые Пифагор употребил этот термин в 5 в. до н.э., а как системное знание философию развивают Платон и Аристотель.
|
|
На ранних этапах своего развития философская картина мира созвучна мифологической, религиозной и несет в себе черты предшествующих картин мира.
Мифология – это древнейшая форма общественного знания, обладающая следующими особенностями:
- присутствует у всех народов в архаический период;
- обращена к проблеме возникновения космоса, богов (космогония), того, как из Хаоса возникает Логос;
- основана на образном восприятии мира, единстве природы и общества, в ней отсутствует дихотомия: субъект – объект;
- связана с эмоционально-чувственным отношением к миру;
- исходит из единства времени: прошлого, настоящего и будущего и его циклического восприятия;
- выступает определённой системой ценностей: закрытой, неизменяемой и воспроизводимой в ритуале;
- не является примитивным отношением к миру, а дологическим, преимущественно правополушарным мышлением;
- сохраняется в культуре XXI в. в националистических идеологиях, проявлениях массовой культуры и т.п.
Специфика религиозной картины мира состоит в том, что в ней содержится:
- система богов, бога или сверхъестественных сил;
- принципиальное удвоение мира на земной и небесный, в котором земной мир определяется небесным;
- вера как некритическое принятие определённых ценностей и культ – система сложившихся ритуалов;
- догматизм (только так и никак иначе) и фанатизм (слепое отстаивание своей веры), в отличие от критической направленности философии.
В своём развитии религия движется от политеизма с чертами тотемизма, фетишизма, анимизма к монотеизму (единобожию).
Близость философии, мифологии и религии позволяет рассматривать философию как особого рода гуманитарное знание:
- предметом такого знания является человек и мир духовной культуры общества;
- это знание требует понимания, поэтому в XX в. появляется особая философская наука - герменевтика как философия понимания другого смысла, иной культуры;
- такое знание всегда диалогично, т.к. обращено к индивидуальности;
- это интерпретационное знание, в котором всегда присутствует автор;
- это чувственно-эмоциональное отношение к миру, а не рациональное, предполагающее целостное познание мира, а не схематичное как в науке;
- такое знание определяется социальными условиями, поэтому оно более идеологично, чем наука;
- обращено к запредельным основам бытия, связанным с самоуглублением.
Итак, философия является одной из форм общественного сознания, т. е. исторически конкретной формой рефлексии (самосознания) человечества. Именно поэтому философия выступает как мировоззрение и как особое гуманитарное знание. Как одна из форм мировоззрения, философия близка к мифологии, религии и науке при всем различии между ними.
Как мировоззрение, философия содержит в себе два компонента: ценности и знания. С ценностных позиций философия близка к религии и мифологии, ибо объектом названных форм общественного сознания выступает мир человека, предполагающий его понимание и интерпретацию, образное, лично-эмоциональное воссоздание этого мира, выявление глубоких основ бытия. Акцент на знание предполагает понимание философии как теоретического мировоззрения, науки.
Таким образом, с экзистенциальных позиций философия является особым гуманитарным знанием, замыкается на всю культуру и может выступать в форме религии, мифологии, литературы, живописи, музыки, а не только науки.