Страхи маленьких детей специфичны, а тревоги — общие. Страхи и тревоги маленьких детей могут возникать под влиянием как внутренних, так и внешних причин; большинство из них — естественная часть процесса взросления.
Исследования показали, что маленькие дети чаще всего боятся незнакомых людей и вещей, темноты, громких звуков и падения. Систематическая десенсибилизация и активное моделирование — методы лечения фобий у детей.
Снижение стресса, испытываемого ребенком, способствует снижению количества его страхов и тревог.
Дети вырабатывают свои собственные способы борьбы со страхом и тревогой; даже очень маленький ребенок использует защитные механизмы. Западные общества ожидают, что дети начнут прогрессивно приобретать все большую эмоциональную регуляцию и саморегуляцию как негативных, так и позитивных эмоций.
Чувства вины и стыда тесно связаны с эмоциональной регуляцией ребенка. Чувственность и сексуальное любопытство — обычное явление в течение раннего детства.
|
|
Конфликты развития в раннем детстве — стремление к автономии против зависимости и стремление к инициативе против чувства вины; автономия
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 411
и инициатива непосредственно связаны с приобретением навыков, умений и развития компетентности.
Агрессия и просоциальное поведение
• Маленькие дети могут демонстрировать и враждебную, и инструментальную агрессию; и то и другое отличается от ассертивного поведения.
• Физические проявления агрессии снижаются в течение раннего детства по мере замещения их вербальной агрессией.
• Фрустрация может привести к агрессии, а агрессия иногда возникает вследствие фрустрации.
• Физические наказания могут сделать ребенка еще более агрессивным; также повышению агрессии детей способствует наблюдение за моделями, показывающими агрессивное поведение, и насилия непосредственно в жизни или на телеэкране; последнее явление потребовало принятия в США законодательного акта в 1999 году.
• Альтруизм, эмпатия и другие аспекты просоциального поведения могут усваиваться через обусловливание, а также через наблюдение за моделями; техники, укрепляющие просоциальное поведение, — исполнение роли и индукция.
• Выраженность такого просоциального поведения, как сотрудничество, значительно варьирует в различных культурах.