Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Основные вопросы
1. Программа построения психологии Ф. Брентано (основные положения).
2. Особенности подхода к изучению психики в Чикагской (Г. Кэрр, Д. Дьюи, Д. Энджелл) и Колумбийской (Р. Вудвортс, Р. Кеттел, Э. Торндайк) психологических школах.
3. Особенности изучения психики во французской психологической школе (Ж. Шарко, Т. Рибо, Э. Дюркгейм и др.).
4. Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер и др.): достоинства и недостатки.
Дополнительные вопросы и задания
1. Какой смысл вкладывал Ф. Брентано в понятие «интенция»?
2. Каковы особенности идей о восприятии и гештальткачествах К. Штумпфа, Х. Эренфельса?
3. Кто из ученых-представителей Чикагской школы пропагандировал принципы прагматизма?
4. В чем сущность концепции «динамической психологии» Р. Вудвортса?
5. В чем состоит закон обратного развития памяти, сформулированный Т. Рибо?
6. Найдите различия в подходах к проблеме гипноза в школах Парижа и Нанси?
|
|
7. Почему С.Л. Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 9; 10; доп.: 15; 24; 33; 38]
2. Законспектируйте:
1) Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. – С. 258–279.
2) Соколова, Е.Е. Диалог 9. «Коллективные представления» в концепции французской социологической школы // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 380–394
3) Марцинковская, Т.Д. Психологические школы в конце XIX–начале XX в. // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М.: Академия, 2002 – С. 195.
3. Составьте кроссворд по вопросам темы.
4. Заполните таблицу:
Табл. 19
Представитель | Предмет и метод | Негативное и позитивное в содержании программы построения психологии |