Возникновение профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности связано, с протеканием у субъекта ряда психических процессов (эмоциональных, мотивационных, интеллектуальных, волевых), проявляющихся в определенной последовательности и обусловливающих интегральное отношение к интересующей его профессии.
Профессиональный интерес на школьном и студенческом этапах формируется согласно механизму "накопления". Каждый структурный компонент интереса наполняется составными элементами, отражающими характер отношения субъекта к выбранной профессии. Существенное значение в формировании профессионального интереса имеют механизмы "разрешения противоречий" и "подкрепления".
При управлении формированием профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности следует иметь в виду действие двух механизмов: "сверху вниз" и "снизу вверх". Организация профориентационной работы со школьниками-спортсменами, студентами физкультурных учебных заведений и молодыми специалистами (тренерами, педагогами) позволит обеспечить правильный выбор профессии школьниками и сформировать устойчивый профессиональный интерес у студентов и специалистов.
26)Формирование профессионального интереса.
Многие педагоги-исследователи отмечают, что одной из важных задач учебно-воспитательного процесса должно являться формирование профессионального интереса.
Можно выделить следующие условия, способствующие улучшению инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки.
Во-первых, в школе необходимо применять не только умения и навыки, полученные в классе музыкального инструмента, но и апробировать методически обоснованные фрагменты урока с включением в него методов проблемного обучения, разнообразных форм инструментального исполни-тельства, а также элементов занимательности. Это также должно способствовать развитию интереса к исполнительству как одного из компонентов профессиональных интересов будущих музыкантов.
Во-вторых, в процессе исполнительской подготовки необходимо постепенно увеличивать долю самостоятельности действий в решении творческих задач, ибо умение мыслить самостоятельно дает импульс к развитию познавательной потребности, что, в свою очередь, влияет на развитие профессионально-педагогического интереса.
В-третьих, необходимо развивать умение предвидеть результаты своей деятельности и, при необходимости, ее корректировать.
П.М.Якобсон выделяет три типа мотивации учения.
«Отрицательная» находится вне учебной деятельности и побуждения учащегося в этом случае вызваны осознанием неприятностей, если он не будет учиться.
«Положительная» мотивация также находится вне учебной деятельности и определяется значимыми для личности социальными запросами и устремлениями.
Третий вид мотивации - внутренняя, когда для учащегося интересен сам процесс приобретении знаний. Однако в чистом виде эти три типа мотивации выступают довольно редко.
В Л.Яконюк указывает на необходимость создания оптимальных психолого-педагогических условий формирования мотивационной сферы будущих музыкантов. Она формируется на основе познавательных потребностей, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование мотивов учебно-познавательной деятельности. Развитие мотивационной сферы определяет, в конечном итоге, характер музыкально-педагогической деятельности учителя музыки в школе. О необходимости формирования мотивационной сферы учащихся в процессе обучения пишут многие исследователи. Однако в практике преподавания этому уделяется недостаточное внимание.