Крестьянская война охватила феодальный Китай в середине XIX в., когда завершалось складывание мирового капиталистического рынка и в передовых странах мира победил промышленный капитализм. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали огромное международное значение освободительной борьбы китайского народа против феодального гнета и иностранных колонизаторов. Они приветствовали великое восстание и видели в нем союзника революционного пролетариата европейских стран.
«...Отрадно, что самая древняя и самая прочная империя в мире,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в самом начале событий, в 1850 г.,— под воздействием тюков ситца английских буржуа за восемь лет очутилась накануне общественного переворота, который, во всяком случае, должен иметь чрезвычайно важные результаты для цивилизации. Когда наши европейские реакционеры в предстоящем им в близком будущем бегстве в Азию доберутся, наконец, до Китайской стены, к вратам, которые ведут к архиреакционной и архиконсервативной твердыне, то, как знать, не прочтут ли они там надпись:
REPUBLIQUE CHINOISE LIBERTE, EGALITE, FRATERNITE» *
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, с. 234. В конце цитаты по-французски написано: «Китайская республика. Свобода, Равенство, Братство».
Великая крестьянская война тайпинов занимает выдающееся место в истории Китая. Тайпинское восстание, подрывая феодальную систему землевладения, объективно расчищало пути для будущего развития национального капитализма в Китае. Хотя это восстание окончилось поражением и в последующие десятилетия усилилась зависимость Китая от иностранных колонизаторов, героическая борьба тайпинов не была напрасной. На традициях тайпинского восстания учились последующие поколения китайских революционеров. Наиболее дальновидные деятели освободительного движения китайского народа критически осмыслили революционный опыт тайпинов, вскрыли их
слабости и ошибки. Вместе с тем в такой крестьянской стране, как Китай, оказались живучими и примитивные утопические идеи крестьянского уравнительного коммунизма тайпинов.