К середине 30-х годов советские ученые проделали значительную работу по изучению различных периодов истории стран Азии и Африки, накоплению фактического материала, осмыслению наследия основоположников марксизма-ленинизма. Историки-востоковеды приняли активное участие в широких дискуссиях 20—30-х годов об общественно-экономических формациях, о возможности и необходимости применения данных категорий для изучения истории народов Востока. Появились предпосылки для построения общей концепции истории этих народов в рамках всемирного исторического процесса. Во второй половине 30-х годов проводилась большая работа по подготовке первых обобщающих трудов по повой истории стран Азии и Африки. В 1940 г. под редакцией видных советских историков-востоковедов С. Н. Ростовского, И. М. Рейснера, Г. С. Кара-Мурзы, Б. К. Рубцова была издана книга «Новая история колониальных и зависимых стран». В ней рассматривалась история народов Востока от французской буржуазной революции 1789 г. до Великой Октябрьской социалистической революции.
|
|
Важным трудом, обобщившим исследования новой истории народов Востока, явилась книга «Новая история стран зарубежного Востока» (т. I и II, 1952) под редакцией И. М. Рейснера и Б. К. Рубцова. В работе над ней приняли участие виднейшие историки-востоковеды, такие, как акад. А. А. Губер, акад. Е. М. Жуков, Г. С. Кара-Мурза, В. Б. Луцкий, А. Ф. Миллер, И. Я. Златкин, М. Н. Пак, Л. В. Симоновская, Н.А.Смирнов, Г. Б. Эренбург, К. А. Болдырев. Концепция развития стран Востока в новое время, сформулированная в этой книге, оказала значительное влияние на дальнейшее исследование проблем новой истории. В книге рассматривается период от английской буржуазной революции до Октября 1917 г. Наряду с анализом роли и значения колониального господства, методов колониального грабежа и его последствий дается характеристика внутренних процессов в странах Востока; отмечается, что в новое время ход их самостоятельного развития был насильственно и надолго нарушен воздействием колониальных держав. Период, охватывающий XVII — первую половину XIX в., характеризуется как феодальный. Начало национально-освободительного движения отнесено к двум последним десятилетиям XIX в., когда в самих странах Востока обозначилось развитие капитализма, а колониальная эксплуатация их приобрела империалистический характер. На базе «Новой истории стран зарубежного Востока» в 1971 г. была издана книга «История стран Азии и Африки в новое время». Ленинградскими учеными создана «Новая история стран зарубежной Азии и Африки» (1959 г. — под редакцией Г. В. Ефимова и Д. А. Ольде* рогге; 2-е изд. 1971 г. — под редакцией Г. В. Ефимова, А. Д. Новичева и Д. А. Ольдерогге).
|
|
Обобщение достижений советской науки по проблемам новой истории народов Азии и Африки реализовалось не только в форме изданий для высшей школы, но и в форме обобщающих исследований академического характера.
Значительным событием явился выход в свет десятитомной «Всемирной истории». В пятом (1958), шестом (1959) и седьмом (1960) томах, посвященных новому времени, большое внимание уделено истории стран Азии и Африки, причем она излагается в едином контексте мировой истории. Советские историки-востоковеды попытались показать историю народов Востока в новое время во всем многообразии их хозяйственных, политических и культурных связей с остальным миром.
Среди проблем, важных для понимания внутренних процессов в странах Азии и Африки, на одно из первых мест выдвинулся вопрос об уровне их социально-экономического развития ко времени колониального порабощения, о причинах их отставания от передовых держав к началу нового времени.
Вопрос об уровне социально-экономического развития стран Азии и Африки тесно связан с другим важным вопросом — о генезисе капитализма на Востоке.
Об уровне социально-экономического развития стран Востока, о причинах их отсталости, о времени и формах генезиса в них капитализма писали многие исследователи, обращавшиеся к широким темам социально-экономического развития этих стран в позднее средневековье и новое время.
Закладке методологического фундамента для выявления причин социально-экономической отсталости стран Востока и для решения проблемы генезиса капитализма в Азии во многом способствовала дискуссия 1925—1931 гг. об общественно-экономических формациях. В 30-х годах наиболее широко распространенной была точка зрения, согласно которой до XV в, темпы социально-экономического развития Запада и Востока были весьма близки и лишь после Великих географических открытий и колониальных захватов европейских держав началось заметное отставание Востока от Запада. Эта точка зрения нашла отражение и в книге «Новая история колониальных и зависимых стран» (1940).
Новый этап в изучении вопроса об уровне социально-экономического развития стран Востока к началу нового времени и проблемы генезиса капитализма в Азии наступил после второй мировой войны. Интерес к этим проблемам естественно возрос в связи с общими переменами, происшедшими наг Востоке, Особенно большое значение имели работы И. М. Рейснера, который был одним из авторов и редакторов «Новой историк
стран зарубежного Востока», изданной в 1952 г. В этом учебном пособии высказана мысль о том, что в раннем средневековье уровень развития передовых стран Азии был достаточно высок, но в дальнейшем темпы его под влиянием целого ряда причин внутреннего и внешнего порядка замедлились. Авторы книги считали, что страны Востока проходят те же основные этапы исторического развития, что и страны Запада, и что в таких крупных государствах Азии, как Китай, Индия, Япония, Османская империя, хотя и медленно, но все же складывались условия для формирования капиталистического уклада. В частности, В. Б. Луцкий полагал, что на Востоке действуют закономерности общественно-политического развития, которые на Западе привели к вызреванию в недрах феодального общества элементов капиталистической системы производства.
С конца 50-х годов начинается некоторый пересмотр взглядов относительно уровня социально-экономического развития стран Востока к началу нового времени. Появился целый ряд работ по конкретным вопросам социально-экономического развития отдельных стран Азии: коллективный труд «О генезисе капитализма в странах Востока (XV—XIX вв.). Материалы обсуждений» (1962), упомянутые выше монографии А. И. Чиче-рова (1965), О. Е. Иепомнина (1974) и др. Эти работы показали, что среди советских востоковедов существует единое мнение относительно характера социально-экономических отношений, господствовавших в странах Востока в XV—XVIII вв. К XVII—XVIII вв. страны Востока находились на стадии развитого феодализма.
|
|
Важным направлением советской историографии стало изучение массовых народных движений на Востоке в XIX в., происходивших в условиях острого кризиса всего феодального строя и колониального порабощения.
В наиболее крупных обобщающих работах по новой истории стран Востока, в соответствующих разделах «Всемирной истории», в книге «Века неравной борьбы» (представляющей первый том трехтомного издания «Национально-освободительное движение в Азии и Африке». М., 1967—-1968) народные движения до середины XIX в. квалифицированы как начало национально-освободительного движения. При этом в книге «Века неравной борьбы», где сделана попытка периодизации истории национально-освободительной борьбы народов Востока, данный этап назван феодальным.
Следующий этап национально-освободительной борьбы народов Востока в большинстве работ очерчен хронологическими рамками середины XIX и начала XX в. и назван переходным от феодального к буржуазному. Вторжение иностранного капитала способствовало классовой дифференциации, формированию буржуазии и пролетариата. Этим, а также степенью развития указанных процессов определялись характер и форма вижений. Соответственно авторы отмечают два преобладающих направления: стихийные вооруженные выступления масс (крестьянство, городская беднота), проходившие под руководством феодалов, и буржуазно-национальные (с узкой массовой базой), возглавлявшиеся либеральными помещиками или национальной буржуазией. В странах, где господствовали феодальные отношения, преобладала первая форма. Это были страны, тогда еще не ставшие колониями, движение в них было «организованным государственным сопротивлением» (Вьетнам, Бирма, княжество Аче в Индонезии). В странах второго типа, которые полностью превратились в колонии, антифеодальные выступления одновременно являлись антиколониальными (Индия, Филиппины). В этих странах заметное развитие получил капитализм, и в них в конце XIX в. «феодальный национализм» исчерпал свои прогрессивные возможности. Движения в этих странах были буржуазными по своему характеру и лозунгам. Складывалась идеология и практика буржуазного национализма. Вместе с тем отмечается, что буржуазный национализм был еще обременен рудиментом «феодального национализма». В то же время на арену выступает мелкобуржуазный демократический национализм (конец XIX в.).
|
|
Большое число работ советских исследователей посвящено периоду подъема национально-освободительного движения под действием русской революции 1905 г., которому В. И. Ленин дал наименование эпохи пробуждения Азии. Содержанием названного этапа было превращение народных движений из стихийных в сознательные, из разрозненных в организованные. Их целью была борьба за независимость, против феодального и империалистического гнета.
Этот важнейший этап национально-освободительной борьбы получил свою разработку как в страноведческих монографических работах (С. Л. Тихвинский, «Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика», 1964; упомянутая выше книга Г. В. Ефимова о революции в Китае, 1974; А. В. Райков, «Пробуждение Индии. Деятельность национально-революционных организаций в 1900—1918 гг.», 1968; работы А. Б. Беленького об Индонезии, М. С. Иванова об иранской революции и пр.), так и в обобщающих трудах (разделы «Всемирной истории»; учебники и учебные пособия; «Века неравной борьбы» и др.). Революционные движения 1905—1913 гг. составляли, по оценке авторов, важное звено в общей цепи освободительной борьбы, начавшейся во второй половине XIX в. Эта освободительная борьба имела общее социальное содержание. Но движения начала XX в. отличались от своих предшественников (движений в Японии, Египте, на Филиппинах) участием в них широких масс, существованием политических организаций, наличием класса-гегемона — национальной буржуазии, оформлением революционно-демократического крыла.
В указанных выше трудах дана оценка тактики основных сил, принимавших участие в движении, раскрываются субъективные и объективные причины поражения революций.
Одной из главных объективных причин было то, что ко времени этих революций еще не сложился союз передовых сил Запада и Востока в общей антиимпериалистической борьбе. Такой союз мог сформироваться и действительно сложился только после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Важнейшим результатом исследования советскими учеными истории стран Азии и Африки в новое время явилась выработка общей концепции развития этих стран на основе принципов исторического материализма и учения о закономерной смене общественных формаций. Именно на этой основе удалось поставить и во многом решить ряд новых и принципиально важных вопросов изучения истории стран Востока в новое время. К таким вопросам относятся: характеристика общественно-экономического строя стран Азии и Африки; определение стадий развития феодализма на Востоке в новое время (развитой, поздний феодализм) в связи с зарождением и становлением капитализма в недрах феодального общества; определение социально-экономического строя стран Азии и Африки на заключительных этапах их новой истории как многоукладного (т. е. переходного от феодализма к капитализму) и формулирование вытекающего отсюда вывода, что многоукладность — социально-экономическое выражение затянувшегося и искаженного перехода от одной формации к другой; определение реакционной роли колониализма, исказившего и потому замедлившего переход стран Азии и Африки от феодализма к капитализму; наконец, определение характера и этапов национально-освободительного движения. Конечно, не все из этих проблем решены окончательно. Ряд вопросов составляют предмет полемики, в том числе, например, такие, как соотношение факторов внутреннего и внешнего развития в истории стран Азии и Африки и причины отставания этих стран к началу нового времени. Однако принципы и направления решения важнейших научных проблем новой истории стран зарубежного Востока можно считать разработанными.
Содержание: