Правовое регулирование государственного внутреннего долга Российской Федерации

Внутренний долг Российской Федерации формируется из обязательств, возникающих в валюте РФ. Внутренний долг РФ связан с осуществлением государственных внутренних заимствований.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кре­дитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ (ст. 89 БК РФ).

От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им ответственному федеральному органу исполнительной власти.

От имени субъекта РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Федерации.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Государственные внутренние заимствования осуществляются на основании программы государственных внутренних заимствований.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, а также определяет общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

Программа государственных внутренних заимствований представляется соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год. В программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ; объем основного долга по кредитам, полученным РФ; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Основными видами государственных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ и включаемых в состав государственного внутреннего долга, являются государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ).

Правовое регулирование государственных краткосрочных бескупонных облигации (ГКО), порядка их эмиссии, обращения и выкупа осуществляется на основании: Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», постановления Прави­тельства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций», приказов Минфина РФ. Государственные краткосрочные облигации являются именными краткосрочными (до одного года) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении. По срокам обращения государственные краткосрочные бескупонные облигации являются краткосрочными долговыми обязательствами Российской Федерации. Номинальная стоимость государственных краткосрочных облигаций выражается в валюте РФ и составляет 1000 руб.

Эмитентом государственных краткосрочных бескупонных облигаций от имени Российской Федерации является Министерство финансов РФ. Оно определяет условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и принимает решение об эмиссии отдельного выпуска. Объем каждого выпуска определяется Минфином России исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством РФ на соответствующий год. Владельцами государственных краткосрочных бескупонных, облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Доходом по государственным краткосрочным облигациям считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи).

Государственные краткосрочные облигации размешаются путем проведения аукциона. Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20% облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска.

Банк России является генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных краткосрочных облигаций. Все операции по размещению и обращению государственных краткосрочных облигаций, включая расчеты по ним и учет прав владельцев на государственные краткосрочные облигации, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им организации. Погашение и выкуп государственных краткосрочных облигаций осуществляется Банком России по поручению эмитента за счет средств федерального бюджета.

По поручению эмитента Банк России может осуществлять на вторичном рынке дополнительную продажу государственных краткосрочных облигаций выпуска, не размещенных на аукционе, а также выкуп до срока погашения государственных краткосрочных облигаций ранее размещенных выпусков.

Облигации федеральных займов (ОФЗ) представляют собой именные купонные среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет) государственные ценные бумаги, выраженные в валюте РФ. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций. В соответствии с утвержденными нормативными актами эмитентом ОФЗ от имени РФ выступает Минфин России, который определяет объем каждого выпуска исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством РФ на соответствующий год, условия эмиссии и обращения облигаций и принимает решение об эмиссии отдельных выпусков. Решение о выпуске принимает Минфин России в виде приказа.

Облигации федеральных займов выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.

В зависимости от условий выплаты купонного дохода существуют несколько видов

ОФЗ.

В целях активного привлечения средств населения для финансирования стабилизации экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережения населения в 1995 г. выпущены в обращение облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), которые являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Общий объем эмиссии государственного сберегательного займа определяется Минфином в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Облигации государствен­ного сберегательного займа выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами, выраженными в рублях, на предъявителя и подлежат обязательному централизованному хранению. Эмиссия облигаций проводится в форме отдельных выпусков.

ОГСЗ на вторичном рынке не обращаются. Передача владельцем облигаций прав на получение номинальной стоимости при погашении облигаций и купонных выплат, а также их залог не допускаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: