Философия Древнего Китая

Важнейшими философскими учениями Древнего Китая являются конфуцианст-во, моизм, даосизм, легизм. Кроме того, выделяют школу «инь-ян» и школу имен. Ос-нователь конфуцианства – Кун Фу-цзы (551–479 гг. до н.э.). Так его называют китай-цы, в остальном мире он известен как Конфуций. Его учение изложено в книге «Лунь юй» («Беседа и высказывания»). В конфуцианстве можно выделить пять нравственных принципов (гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность). Особо важен первый из них, поскольку именно в конфуцианстве впервые обнаруживается яс-но выраженная идея гуманизма (учение о «жэнь») и формулировка (в негативной фор-ме) так называемого «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желашь себе» (позитивная форма этого правила: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»). Конфуцианская этика опирается на такие поня-тия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Конфуций развил учение о «благородном (высоком) муже» (цзюнь-цзы) и «подлом (низком) муже» (сяо-жэнь). Первый заботится о себе и других, о справедливости и долге, второй – только о выгоде для себя. Кульминация конфуцианского культа прошлого – учение об исправлении имен, т.е. требование, чтобы вещи соответствовали своим былым значениям («государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом и сын - сыном» не по имени, а реально, на самом деле)
Другой философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы). Моисты отрицали конфуцианское предопределение, концепцию судьбы, т.к. люди свободны, и небо ничего не предопределяет; оно только желает, чтобы люди любили друг друга. В отличие от конфуцианцев с их любовью к ближним моисты проповедовали любовь к дальним. Любовь к ближнему – это отдельная, корыстная любовь; она причина «взаимной ненависти». Такая любовь должна быть заменена «всеобщей любовью». Моисты считали народ высшей ценностью, критиковали гнет богатых и знатных по отношению к про-стым людям. Они выступили против всяких войн, поскольку воля неба требует, чтобы все государства любили друг друга. Критерием истины они считали знания народа.

Третьим крупным философско-этическим учением Древнего Китая является даосизм – учение о «дао» («путь»). Основателем его считают Лао-цзы (хотя эта лич-ность - полулегендарная). Учение изложено в книге «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Центральное понятие учения – «дао», которое выше всего. Из «Дао-небытия» (отрица-тельное «дао», или «пустота») рождается «дао-бытие» (положительное «дао»), из него «тянь» («небо», «ян»), а внизу – «земля» («инь»). Лао-цзы учил, что предназначение человека – следовать по пути добродетели (дэ). Источник зла – отклонение от дао и дэ. Основной моральный принцип – увэй, т.е. недеяние, пассивность. Чтобы люди были счастливыми, их не надо просвещать, т.к. счастье – в незнании. Цель – следовать пути, указанному природой. Даосы учили воз-давать добром за зло и проповедовали сострадание, бережливость, смирение. Позднее даосизм из философии превратился в учение религиозное.

Школа легистов ( фа-цзя, законники) включает таких деятелей и мыслителей, как Ли Куй, У Ци, Шан Ян и Хань Фэй-цзы. Всех их однако объединяют идеи о том, что управление страной следует осуществлять не на основании традиций, церемоний, ритуала, а на основе фа (законов, установленных людьми). Во всем должен быть строгий порядок. Зло нельзя победить добром. Зло можно пресечь только силой закона.

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: