В сознании выделяются конкретно-чувственный, абстрактно-логический
(рационально-дискурсивный) и интуитивно-волевой уровни. На первом (ощущение,
восприятие, представление, воображение) обеспечивается непосредственная связь
сознания с внешним миром, происходит фиксация его чувственно-воспринимаемых
сторон. Это исходный, первичный, наглядно-чувственный слой нашего сознания, его
эмпирический материал. Он не претендует на общезначимость, является предельно
субъективизированным и индивидуализированным. На абстрактно-логическом,
рационально-дискурсивном уровне совершается мыслительная обработка чувственно31
данного. Сознание как бы принудительно загоняется в универсальные логические и
иные социокультурные каноны. Это уровень отличается максимальной осознанностью
и рефлексивностью социальных действий. Элементы абстрактно-логического сознания
(понятие, суждение, умозаключение и др.) в своей системности дают сущностную,
смысловую схему познаваемых фрагментов бытия. Интуитивно-волевой уровень (воля,
|
|
интуиция, эмоции) является личностным ядром сознания, местом духовно-творческой
деятельности Я. Он обеспечивает интеллектуальную свободу индивида,
самостоятельность выбора жизненной позиции, собственную интерпретацию
общезначимого. Здесь совершается напряженная работа индивидуального духа,
происходит творческий синтез бесстрастного, холодного рационального дискурса и
живой, эмоциональной чувственности, формируется личностное знание, выдвигаются
нестандартные идеи. Выделенные уровни сознания (чувственный, рациональный и
волевой) образуют единую целостность, тотальность, монолит.
Важную роль в функционировании сознания играют такие его структурные
элементы, как память, внимание и, особенно, мышление. Понятие мышления и сознания
близкие, но не тождественные. Мышление – это процесс организации различных
элементов сознания, установление координационных и субординационных, статических и
динамических связей между ними, превращение изначального, идеального хаоса в
порядок. Сложившееся сознание – результат деятельности мышления.
Наличие различных типов мышления является основанием для разделения
рефлексивного сознания на рассудок и разум (Кант, Гегель и др.). Рассудок опирается на
образно-ассоциативное и формально-логическое мышление, разум – на диалектическое.
Под рассудком нередко понимают житейское, расчетливое мышление, для которого
свойственны чувственная предметность, формальная логичность, нацеленность на
практику, пользу. Это сознание для «обыденного применения» (Платон), своеобразный
|
|
«ткацкий станок» (Гегель), который плетет эмпирически нагруженные узоры.
Разум оперирует диалектическими противоположностями, абстракциями и
идеализациями высокого порядка. И если рассудочное мышление всегда совершается в
рамках устоявшихся парадигм, то разум эти парадигмы периодически перестраивает.
Он обеспечивает рефлексию, контроль за деятельностью рассудка и, что, чрезвычайно
важно, погружает сознание в духовно-нравственную систему координат. Ведь
логически правильные, рассудочные действия могут оказаться совершенно
неразумными (например, тщательно спланированный террористический акт).