Понятие науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является

выработка и систематизация знаний о действительности. Основные задачи науки –

описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе

открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, технические,

общественные и гуманитарные науки. Научные дисциплины по их направленности, по

их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между

явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований

является применение результатов фундаментальных наук для решения технических,

производственных, социальных задач.

Под словом «наука» подразумевают: 1) деятельность по получению новых

знаний, 2) знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности,

3) социальный институт, занятый выработкой знаний.

Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения

практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для

научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного

исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты,

лаборатории и т. п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы

данных и т. п.).

Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их

выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для

критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной

связности и непротиворечивости.

Наука в качестве социального института характеризуется функционированием

научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением

научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными

институтами.

В структуре научного познания принято также выделять эмпирический и

теоретический уровни познания. Они различаются по:

– гносеологической направленности: на эмпирическом уровне познание

ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними; на

теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие

причин и сущностных связей между явлениями.

– познавательным задачам: на эмпирическом уровне – описание явлений, а на

теоретическом – объяснение явлений;

– по характеру научных результатов: основной формой знания, получаемого на

эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических

обобщений; на теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов,

принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность изучаемых явлений.

– по методам получения знаний.42


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: