Современная философия

ХХ век - время суровых испытаний. как для социальных систем, так и для духовно-нравственных принципов ценностей. Философия ХХ века – это большое разнообразие школ, направлений и концепций.

Основная часть развивающегося в ХХ веке философского процесса – критика классической мысли.Наряду с этим развивалось и другое мощное идейное движение, направленное на защиту и развитие традиций философской классики.

Философия ХХ века стала уделять больше внимания целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов.

На рубеже XIX и ХХ веков бурное развитие испытывали физиология и психология органов чувств: наука научилась исследовать различные виды ощущений животных и человека с точки зрения достаточно точных количественных характеристик (интенсивность, порог ощущений и т.д.) Создавались специальные технические средства, позволяющие их фиксировать. Типичной фигурой этого времени был крупный физик и одновременно физиолог Эрнст Мах (1838-1916).

От естествознания (особенно от биологии) отталкивается создатель философии «эмпириокритицизма» (буквально: критики опыта) Р.Авенариус (1843-1896). В философию вторгаются естественнонаучные проблемы: от вполне конкретных до широких мировоззренческих вопросов. Например, к конкретным вопросам относятся: «измерение» ощущений, восприятий, методы количественного изучения психического.

Мировоззренческие вопросы: как переходить от физического к психическому и обратно – от психического к физическому? как должна строиться картина мира?

Мах и Авенариус представляют мир через призму ощущений. Человеческое

познание, в том числе и научное, начинается с опыта, эмпирии.

Одновременно с этим в философии развиваются и приземлённые, элементарные проявления, выделяющие её из него. Одно из таких направлений – прагматизм.

Создателями прагматизма были американские философы И.С. Пирс (1859–1952) и У. Джемс (1842-1910). Виднейшим представителем этого течения в середине ХХ века был Д. Дьюи (1859-1952). Прагматизм обвинял прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности и пытались показать, что философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а общим методом решения тех реальных, эмпирически чётко фиксируемых проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных жизненных ситуациях.

Австрийский врач-психиатр З. Фрейд (1856-1939) заложил основы психоанализа как философской концепции. Другие представители этого направления – К.Г. Юнг (1875-1961), А. Адлер (1870-1937), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979). Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и широкое философское толкование. Именно Фрейд поставил ряд проблем, которые до него в такой форме не ставились и которые оказались одними из центральных для философии и наук о человеке в ХХ веке. Эти проблемы стали сегодня даже более острыми.

В ХХ веке иррациональные и мистические идеи практически не сходили со

сцены духовной жизни. Значительный след в истории национализма и мистики в ХХ веке оставил кружок «мюнхенских космистов» и Антропософское общество Р. Штейнера (1861-1925). Целью антропософской науки, по Штейнеру, является не объективное, проверяемое и безличное знание, а некая «сверхчувственная истина»,

уловить которую и «владеть» которой могут лишь немногие, наделённые даром «духовного восприятия».

Волна «новой мистики» и «экзотических» религий не схлынула и сегодня.

НТР, развернувшаяся во второй половине ХХ века, породили надежды, на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут наконец разрешены трудовые проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили в наше время название «сциентистских» (от лат. scienta – наука) и «техницистка». Формы их были различны: существовали разновидности «кибернетического», «генетического», «компьютерного» и т.д. техницизма и сциентизма.

В свою очередь, различные виды сциентизма положены в основание концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества, которые в 50-80-х г.г. ХХ века сменяли друг друга на арене идейной борьбы.

Философы и теоретики науки семидесятых годов ХХ века указывали на принципиальную невозможность существования надежного знания.

Особое место в истории философии ХХ века занимает экзистенциализм. Основатели немецкого экзистенциализма – Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976). Французы: Жан -Поль Сартр (1905-1980), Альберт Камю (1913-1960), Т. Марсель (1889-1973), испанец Ортега-и Гассет (1883-1955). Экзистенциализм - иррационалистическое направление философии. В качестве изначального и подлинного бытия экзистенциалисты выделили переживание субъектом своего бытия в мире.

Бытие толкуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рациональными философскими средствами. Экзистенциализм отвергает рационалистическую просветительскую традицию.

Испанский философ Ортега-и-Гассет говорит о смене характер современного общества, в котором исчезли герои и остался только хор. Масса – это множество людей без особых достоинств. Это средний, заурядный человек. Изменение ситуации Ортега-и-Гассет видит в том, что

1)массы стали выполнять те функции, которые раньше выполнялись избранными меньшинствами и

2) массы перестали быть послушным меньшинству, а отстраняют и вытесняют его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: