Философия Средневековья и Эпохи Возрождения

Средневековье – хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V-XV в.в., а средневековая философия – это сложное образование, связанное с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося Христианства, а с другой - с античностью.

Философия раннего христианства называлась апологетикой, а её представители – апологетами. Это название они получили потому. Что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, т.е. сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан.

Средневековая мысль теоцентрична: реальность, определяющая всё сущее – не природа, а бог. В этот период происходит теологизация философии и философизация теологии.

Теология – это богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога. Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути отличная от философии, в том числе и религиозной философии. Философия призывается на службу вере с тем, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума, то есть в понятиях, разработанных философией и доступных для понимания верующими.

Средневековая философия развивается в светских школах (с XI в.) и в университетах (с XIII в.)

Человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли, смысл которой связывался с определением поступков совестью и свободным выбором человека.

Философия призвана также разумным путем опровергать время от времени появляющиеся ереси или антихристианские идеи. Другого пути у церкви, кроме как использования философских знаний для донесения до человеческого ума религиозных ценностей, в это время, по существу, не имелось. Исходя из сказанного, есть веские основания утверждать, что христианство, опираясь на свой статус государственной религии и все вытекающие из этого полномочия, использует философию

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую гра­ницу между которыми провести довольно трудно.

В каждом из этих периодов различают "рационалистическую" и "мистическую" линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии вплоть до 13в, когда произошел разрыв разума и веры, были нераздельны.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опира­ясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона.

Схоластика - средневековая «школьная философия», представители которой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.Она представляет со­бой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития:

1) ранняя форма (XI-XII в.в.);

2) зрелая форма (ХП-ХШ в.в.);

3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.). Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.

В целом можно сказать, что в эпоху Средневековья, когда влияние церкви на все сферы общественной жизни было велико как никогда, сосуществование, а порой и благотворное взаимовлияние религии и философии не прекращалось.

Авиценна (Ибн-Сина) (980-1037) -учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Он убедительно сглаживает противоречия между Кораном и философией. Сохраняя приверженность исламу, Ибн-Сина тем не менее сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них и в европейских странах философского и научного наследия античного мира. Ибн-Сина много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественно-научных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет и материалистическую и идеалистическую тенденции.

Ибн-Сина отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога – «первой причины», «необходимого сущего самого по себе»(аналогичное неоплатоническому единому), из которого в иерархическом порядке истекают умы, души и тела небесных сфер.

Фома Аквинский (1221-1274.) - крупнейший представитель схоластики. В основных трудах «сумма теологии» и «сумма против язычников» Фома Аквинский подвёл итоги теологически-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучений о формах здравого смысла.

Он считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности и существования. Он считал, что различие между сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов сознание, а является чем-то фактическим, реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность, но она не имплицирует их существование. Это происходит потому, что все существующее в мире создано богом, а следовательно зависит от него. Человек и животное существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности божественному акту творения. Аквинский считает, что мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположность ему бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе.

Возрождение (XV-XVI в.в.) открыло заново свободу мыслить. Ренессанс был занят поиском индивидуальности, стремлением уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни.

Ренессанс изображает Бога, но как часть человеческого мира. Человек стремиться в земной мир, но это – снисхождение. Рядом с Богом, спускающимся в мир, находится божественно прекрасный человек, весь пронизанный божественными эмоциями и токами.

Ренессанс пробуждал интерес к античному культурному наследию, к овладению многоликим богатством древней и современной философии.

Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Они были связаны

-с освобождением от церкви и религии и

-наступлением художественно-эстетической эпохи.

Философская идея Возрождения охватывает период с 14в. до конца 16-начала 17 вв. Философия этого времени строится на иных основаниях, растет и развивается независимо от схоластической традиции.. Философы этого времени говорили о «воскрешении, обновлении» образцов античного мира в противоположность средневековью, которое ими понималось как «время бедных умами ученых», «время темного тумана», время грубости и несоразмерности.

14-16 в.в. — переходная эпоха от феодализма к капитализму. Это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчиво­сти, высвобождения человека от сословных ограничений.

Одним из главных принципов была полилогичность философского мышления. Появились идеи политических свобод, в свою очередь отъединивших политическую философию с одной стороны, а с другой созерцательную метафизику.

Специфическая черта философии Возрождения - деперсонализация Бога.Либо он растворен в природе (пантеизм), либо мир погружен в бога (гилозоизм). Эти философские учения наделяли природу способностью к бессознательному творчеству, особенностью, понимание которых вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появляется «натуральная магия», весьма популярны астрология, алхимия.

Пантеизм и призыв к опытному знанию, магия, обожествление природы и психологизм представляют собой черты единой традиции философии Возрождения.

В эпоху Возрождения кардинально изменилась картина мира благодаря открытиям Коперника. Место геоцентрической системы заняла гелиоцен­трическая, которая привела к разрушению иерархической структуры мироздания, основанной на Библии.

В эпоху возрождения как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.

Философию возрождения можно разделить на два направления, взаимопредполагающих друг друга:

1) гуманистическое и антропоцентрическое середина 14 — середина 16 в.) и

2) натурфилософское (вторая половина 15 в. - начало 17в.)

Смысл гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим началом мира по прежнему считался Бог, передавший в акте творения эту способность и человеку. Потому смысл философии виделся в раскрытии гармонического единства божественного и человеческого, а не в их противопоставлении. Идее христианского подвижничества нет мета в гуманистическом учении о человеке. Ее место занимает ярко выраженный антиаскетизм, в основании которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемой в её целостности

Основатель натурфилософии Возрождения Бернардино Телезио ( 1509-1558.)

Телезио изучал природу в соответствии с её собственными началами, исключая божественное начало из природы. Причина движения – «собственная сущность» природы, а не Бог.

Николай Кузанский ( 1401-1464.) Он открывает принцип совпадения противоположностей.В философии Кузанского бытие и свобода предельно конкретны, по­скольку подлинная жизнь человека начинается в будущем, а настоящее и прошлое раскрываются только в связи с ним. Бог Кузанского, не имеющий никакого конкретного образа, постоянно обращается к каждому человеку, требуя однозначного ответа на вопрос о смысле его бытия, его жизненной программы

Никколо Маккиавелли ( 1469-1527.) Он говорил о решающей роли не веры, а интереса, выступавшего могущественным стимулом во всех проявлениях человеческой деятельности. Суть второй его идеи заключалась в утверждении, что создание государства, в действительности, есть результат человеческой деятельности, и Бог к этому не имеет никакого отношения. Церковь быстро поняла ту угрозу, которую представляли сочинения Макиавелли для ее могущества и поспешила предать их анафеме.

Макиавелли провозгласил автономию политической мысли от этико - религиозной Принципами такой мысли являются реализм и концепция умного государя. В

мире Макиавелли нет места Божественому вмешательству, история становится исключительно человеческой

Новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма,

обеспечивали обоснованную веру человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630),Галилео Галилея (1564-1642), Джорджано Бруно (1548-1600), которые подготовили научную революцию XVIII века.

Возрождение утверждало светскую и антисхоластическую философию, «реабилитировало» человека и раскрыло его гуманистическую суть.

1.2. Философия Нового и новейшего времени.

Начиная с 17 в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело - развитие механики и математики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Такое развитие науки не могло не оказать воздействие на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давление церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания.

ХVII век нёс с собой подъём чувства личности и продолжил присущее эпохе Возрождения разрушение феодальной системы ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: