Методология научного познания

Продуктивность науки во многом обеспечивается системой методов познания. Правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. В мире существует около 15 000 наук, каждая имеет свои специфические методы и предмет исследования. Все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами и всеобщим, диалектическим методом. Это определяет важность наличия философских знаний у любого ученого, так как именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

Метод познания – совокупность действий, приемов, позволяющих достичь цель исследования.

Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Методы условно разделяются на:

всеобщий (материалистическая диалектика), действующий во всех областях науки и на всех ее этапах;

общенаучные (т.е. для всех наук);

специальные (для определенной науки).

К общенаучным методам относят: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и т.д.

Анализ – заключается в расчленении изучаемой системы, предмета или явления на составные элементы и исследовании каждого элемента в отдельности. Например, при изучении силы сопротивления движению по отдельности исследуют сопротивление качению, сопротивление воздуха и т.д. При исследовании прочности напряжения разделяют на нормальные и касательные.

Синтез – заключается в соединении отдельных сторон изучаемой системы, предмета или явления с установлением связей и взаимозависимостей. Изученные в отдельности силы сопротивления качению, сопротивления воздуха объединяют в силу сопротивления движению. Нормальные и касательные напряжения синтезируют в результирующее.

Индукция – умозаключение, в котором по результатам имеющихся фактов делают общие выводы.

Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании свойств всего множества.

Аналогия – позволяет получить знание об одних системах, предметах или явлениях на основании их сходства с другими.

Моделирование – метод научного познания, основанный на замене исследуемого объекта его специально созданным аналогом моделью с целью получения на нем характеристик оригинала. Например, исследование модели автомобиля в аэродинамической трубе.

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении основных свойств и связей предмета, явления и отвлечении от других второстепенных свойств. Например, приложение сил действующих на автомобиль к центру тяжести.

Перечисленные методы связаны между собой и в конкретном научном исследовании применяются комплексно, дополняя друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: