Программа курса «основы специальной психологии»

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса. Формирование базовых представлений о ме­тодологических основах и структуре специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

2. Задачи курса. Формирование представлений о предмет­ном содержании, целях и задачах специальной психологии, ее связях с другими науками и месте в структуре современно­го человекознания.

3. Требования к усвоению содержания курса. В результате изучения материала курса студент должен приобрести фунда­ментальные представления:

□ о сущности феномена отклоняющегося развития, Q о его структуре и свойствах,

□ о методах специальной психологии,

□ о месте в структуре других наук.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Предметное содержание современной специальной психо­логии

Проблема предмета и объекта специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содер­жания специальной психологии. Отграничение предмета спе­циальной психологии от содержания патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели изадачи специальной психологии. Научно-теоретические за­дачи современной специальной психологии. Прикладные ипрактические задачи специальной психологии. Основные направления врешении научно практических задач — реаби­литационная психология, психология интегрированного обучения, специальная педагогическая психология, возраст­ная специальная психология, коррекционная специальная психология. Связь специальной психологии с другими наука­ми. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, об­щая, педагогическая и клиническая отрасли). Особенности связи специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, невропатология, офтальмология и др.). Связь спе­циальной психологии с коррекционной педагогикой. Основ­ные отрасли современной специальной психологии. Роль изначение специальной психологии в понимании природы че­ловека и его развития.

2. Современные представления о сущности феномена нару­шенного развития

Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Определения дизонтогенеза. Сущ­ность феномена нарушенного развития и его основные харак­теристики. Понятие нормы и патологии в современном человекознании. Основные дифференциальные подходы к про­блеме норма — патология: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационный, под­ход социальных норм, гуманистический, уровневый и др. Зна­чение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: