Тема 11. Крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о системе обстоятельств, исключающих преступность деяния

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие крайней необходимости. Основные причины крайней необходимости. Условия правомерности крайней необходимости. Отличие крайней необходимости от необходимой обороны. Ответственность за превышение мер крайней необходимости.

2) Физическое или психическое принуждение.

3) Обоснованный риск.

4) Исполнение приказа или распоряжения.

5) Отличие от обстоятельств, исключающих уголовную ответственность и наказуемость деяния.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 14 от 16.08.1984 г. «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право граждан на необходимую оборону от общественно опасных посягательств».

Те­ма 12. Наказания, не связанные с лишением свободы

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о системе наказаний, не связанных с лишением свободы

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Штраф как мера уголовного наказания, его сущность и порядок применения. Размеры штрафа. Назначение штрафа в качестве дополнительного наказания.

2) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Основания и порядок применения. Назначение этого наказания в качестве дополнительного. Особенности исчисления сроков отбывания данного наказания.

3) Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Условия и порядок применения.

4) Обязательные работы. Сущность и порядок применения. Последствия злостного уклонения от отбывания обязательных работ. Законодательные пределы в применении обязательных работ.

5) Исправительные работы. Содержание, порядок применения и значение этой меры наказания.

6) Принудительные работы Содержание, порядок применения и значение этой меры наказания.

7) Ограничение по военной службе. Содержание и порядок применения.

8) Ограничение свободы. Сущность и значение этой меры наказания. Условия, сроки, порядок применения. Последствия злостного уклонения от наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11.01.2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».

Те­ма 13. Наказания, связанные с лишением свободы, смертная казнь

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний системе наказаний, связанных с лишением свободы.

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1. Содержание в дисциплинарной воинской части. Понятие, условия, сроки и порядок применения.

2. Лишение свободы на определенный срок. Виды исправительных учреждений. Назначение и изменение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.

3. Пожизненное лишение свободы. Возможности условно-досрочного освобождения.

4. Смертная казнь. Ограничения в применении смертной казни. Составы преступлений, за которые может применяться смертная казнь. Замена смертной казни другими наказаниями в порядке помилования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11.01.2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».

Те­ма 14. Особенности назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК. Назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров.

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о специальных правилах назначения наказания.

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении.

2. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров. Порядок присоединения дополнительных наказаний при назначении наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров. Порядок определения сроков наказания при сложении наказаний.

3. Исчисление сроков наказания и зачет наказаний.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11.01.2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 29.10.2009 г. «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания».

Те­ма 15. Основания освобождения от уголовной ответственности

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об условиях, основаниях и порядке освобождения от уголовной ответственности.

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1. Понятие освобождения от уголовной ответственности. Значение этого института. Виды освобождения от уголовной ответственности.

2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Основания и условия такого освобождения.

3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Определенные законом случаи неприменения сроков давности.

5. Специальные случаи освобождения от уголовной ответственности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Те­ма 16. Освобождение от наказания

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об условиях, основаниях и порядке освобождения от уголовного наказания.

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1. Основания и условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

2. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Освобождение от наказания в связи с болезнью.

3. Освобождение от наказания: в связи с болезнью; при отсрочке отбывания наказания;

4. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки;

5. Освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

***

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 21.04.2009 г «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

Те­ма 17. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1. Лица, признаваемые несовершеннолетними в уголовном праве. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особенности и порядок назначения этих видов наказания. Порядок отбывания несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы на определенный срок в воспитательных колониях.

2. Обстоятельства, учитываемые при назначении наказания несовершеннолетнему. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним.

3. Освобождение от наказания несовершеннолетних. Основания, условия, порядок применения.

4. Особенности условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания.

5. Сроки давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания. Сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления до достижения восемнадцатилетнего возраста.

6. Особенности уголовной ответственности и наказания лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра:

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Все­об­щая дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

***

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 01.02.2011 г «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: