Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Проблема эгоцентрической речи в психологии.
Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого по поводу предметов. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Развитие восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Основные понятия: предметно-манипулятивная деятельность, активный словарь, пассивный словарь.
Тема 6. Дошкольный возраст
Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры для психического развития ребенка. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка. Эмоциональная сфера дошкольника.
|
|
Развитие психических процессов у дошкольников. Развитие памяти, восприятия, мышления и речи в дошкольном возрасте. Эгоцентризм детского мышления. Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания в дошкольном возрасте. Основные психические новообразования, характеризующие границу дошкольного и младшего школьного возраста: воображение, особенности самосознания, соподчинение мотивов, возникновение произвольного поведения. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Критерии и виды готовности. Методы диагностики готовности к обучению в школе. Психологическая подготовка детей к школе.
Основные понятия: ролевая игра, готовность к обучению в школе, эгоцентризм, эгоцентрическая речь.