Общая характеристика. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он не­посредственно связан с тремя фундаментальными жизненны­ми приобретениями ребенка: прямохождение

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он не­посредственно связан с тремя фундаментальными жизненны­ми приобретениями ребенка: прямохождение, речевое общение и предметная деятельность. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, алеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельст­вует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение до­ставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойст­ва. В данном возрасте ребенок овладевает способностью понимать и активно поль­зоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному ре­чевому взаимодействию с взрослыми ребенок из биологиче­ского существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познаватель­ных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речевое общение с взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средст­вом общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речь позволяет ребенку овладевать собственным поведе­нием и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действитель­ности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни со­вершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребен­ком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: