Теория проблемного обучения

Альтернативой сообщающей, повествующей педагогической практике, обрекающей учащихся на пассивное восприятие учебного материала и его запоминание, явились также теория и метод проблемного обучения. Проблемное обучение как метод (способ, технология) творческого, продуктивного освоения знаний упоминается и используется в мировой педагогике с весьма давних времен. Однако научное обоснование, теоретическое и методическое становление и широкомасштабное применение проблемного обучения приходится на 60-е годы ХХ века. Основные положения психологических основ проблемного обучения представлены в работах С.Л.Рубинштейна (1957), Н.Г.Дайри (1966), В.Оконя (1968), А.М.Матюшкина (1972; 1982), Т.В.Кудрявцева (1967), И.Я.Лернера (1974; 1980; 1988), М.М.Махмутова (1975) и др. Отличительной особенностью данной теории является то, что в ней разрабатываются конкретные пути и методы развития мышления учащегося через посредство постановки его в проблемную ситуацию и организацию его мыслительной деятельности по выходу из нее, т.е. путем обучения решению возникшей перед ними проблемы.

Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.

«Главным достоинством проблемного обучения ученые-педагоги считают его функцию, активизирующую познавательную деятельность (М.И.Махмутов, 1975).

Другими словами, проблемное обучение предполагает поиск нового знания в проблемной ситуации. Проблемное обучение направлено на то, чтобы вызвать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д.

В теории проблемного обучения используются понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание, проблемность как принцип обучения.

Учебная проблема имеет логическую форму познавательной, проблемной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся проблемным вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие, которое учащийся (студент) переживает как интеллектуальное затруднение. Особым классом учебных проблем, содержащих в себе противоречие, являются такие, которые в истории науки имели статус научных проблем и получили разрешение в трудах ученых, в производственной и социальной практике. Приобщение учащихся к истории и логике разрешения этих противоречий является основной "школой" развития мышления.

Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то противоречивое, непонятное, неизвестное, тревожное, которое вызывает у человека определенное психическое состояние (познавательную потребность), побуждающее человека к интеллектуальной деятельности и обеспеченное наличными знаниями и умениями школьников.

Имеется свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Характеризуя различные типы проблемных ситуаций, Т.В.Кудрявцев (1967) берет за основу принцип (несоответствия) противоречия в структуре имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков. В частности, он выделяет следующие типы проблемных ситуаций:

1) противоречие (несоответствие) между усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаружившимися в ходе решения данных задач;

2) противоречие между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня;

3) между научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими.

Проблемный подход к обучению может быть использован в любых формах занятий: на лекциях, семинарах, практических занятиях, в лабораторных практикумах и т.д. Эффективность усвоения знаний и значительные возможности развития мышления обусловлены тем, что проблемное обучение: 1) связано с возникновением познавательной потребности и оптимальной степенью интеллекутальной активности учащегося, удовлетворяющей ее; 2) при проблемном усвоении учебного материала обеспечивается усвоение общих закономерностей, способов и условий действий, что создает большие возможности использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых задач (А.М.Матюшкин, 1972).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: