Детство (до вступления в подростковый возраст) – в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требования окружающих черезисправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.
Основная особенность – стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств).
Подростковый возраст – период, отличительная черта которого – «самоутверждение качеств через отдельные поступки» (Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева).
Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попытокизменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки.
Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков.
|
|
Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.
Юность –в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом.
Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте – «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной.
Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспитанием.
Структура процесса самовоспитания
· Осознание потребности и желания изменить себя,
усовершенствовать свои личностные качества, свое поведение.
· Самоанализ.
· Самооценка.
· Определение цели, программы и плана деятельности.
· Деятельность, направленная на самоизменение
и самоусовершенствование.