Свободное целеполагание | Интегрированное целеполагание | Жесткое целеполагание |
Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения | Определение целей педагогами, руководителями групп | Определение целей педагогами, руководителями групп |
Учет достигнутых результатов | Учет планируемых результатов | Учет планируемых результатов |
Ориентация на личные потребности | Ориентация на мотивы долга и учет личных интересов | Ориентация на мотивы долга |
Коллективная разработка программы действий по реализации цели | Коллективная разработка действий по реализации цели | Программа действий задается педагогами |
Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания.
Тип целеполагания зависит от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.
|
|
Во всех организованных группах на первом этапе общая цель, как правило, задается извне педагогами, организаторами работы. Она является основой для объединения школьников в данную группу.
Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельности. А это зависит также от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельности: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, партнерства взрослых и детей. На практике педагогу чаще приходится решать проблему сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей.
Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.
Композиция – процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция – расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей – это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.
|
|
Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:
1) цель личности – цель микрогруппы – цель малой группы (первичного коллектива) – цель школьной общности – цель социума;
2) перспективная цель группы – цель ближайшего этапа в работе – цель дела – цель конкретного действия.
Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания группы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, – определение не только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели.
Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач.
Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей. Например, общая цель воспитания по О. С. Газману – воспитание труженика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных автором в работе «Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях».
Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути достижения цели. Например, цель – «воспитание самостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т. д.
Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В. П. Беспалько условно определил воспитательную задачу как конкретизацию цели в конкретных условиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, воспитательная задача включает в себя три компонента: цель, условие, действие.
Разграничение воспитательных целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку.
Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания остановимся на определении следующих:
– общие цели и задачи педагогов и учащихся;
– цели и задачи учащихся;
– цели и задачи педагогов.
Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими задачами. Хотя они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, но при этом определяющими являются интересы и потребности детей.
Жизненно-практические цели и задачи сориентированы на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя. Главное – они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками.
Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодействия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений.
Воспитательные задачи сориентированы на развитие учащихся, отношений их с окружающими людьми и миром, сплочение коллектива детей и улучшение отношений в нем.
Организационно-педагогические задачи направлены на организацию воспитательного процесса.