Целеполагание в системе социального менеджмента

Тема 5. Целеполагание и социальная стратегия предприятия

Контроль за ходом выполнения решений

Реализация решений

Разработка вариантов и выбор решения

Информационная подготовка решения

Выявление проблемы и постановка задачи

Технология социального менеджмента

Технология - совокупность процедур и операций, направленных на формирование, принятие управленческих решений, их реализацию и контроль за ходом выполнения.

§ Анализ проблемной области, ситуации и формулирование проблемы.

§ Определение цели, исходя из анализа экономических, социальных, политических предпосылок, а также исходя из проблемы.

§ Выявление задач.

§ Установление ограничений, накладываемых на решаемые задачи.

§ Общая постановка задачи.

§ Сбор информации.

§ Систематизация и отбор данных.

§ Обработка информации.

§ Оценка информации, ее представление и уточнение поставленной задачи.

§ Поиск вариантов решения.

§ Определение и выбор критериев оценки.

§ Анализ вариантов и прогнозирование их последствий.

§ Оценка вариантов, их ранжирование с точки зрения выбранных приоритетов.

§ Принятие решений.

§ Оформление решений и доведение их до исполнителей.

§ Планирование реализации решений.

§ Организация экономического и социального сопровождения выполнения решений.

§ Психологическая поддержка выполнения решений.

§ Сопоставление реального состояния с предусмотренным, согласно принятым управленческим решениям.

§ Корректировка либо самого состояния, либо управленческого решения вследствие изменения ситуации и выявленных ошибок.


1. Целеполагание в системе социального менеджмента.

2. Стратегии предприятия. Социальная стратегия.

3. Специфика стратегического управления на малых, средних и крупных предприятиях.

В системе социального менеджмента целеполагание - это принятие управленческих решений по обоснованию социальных целейи их достижению.

Целеполагание – неотъемлемое свойство управления, так как последнее есть подчинение объекта целям и задачам субъекта. Целеполагание – важнейший начальный этап управленческого процесса, планирования, ибо планирование есть механизм увязки потребностей и возможностей.. Таким образом, целеполагание в системе социального менеджмента непосредственно связано с выявлением потребностей членов трудового коллектива, а также потребностей жителей той территории, на которой действует данное предприятие, а также интересов различных социальных групп, а именно собственников предприятия, управленцев и работников.

Целеполагание - процесс объективный по содержанию и субъективный по форме. Как деятельность людей он не исключает ошибок, обусловленных следующими факторами: недостаточность знания объекта управления; мобильность объекта управления, большая его динамичность по отношению к управленческим структурам; действие властных отношений в системе управления, навязывание интересов одной и ущемление интересов других групп.

Для того, чтобы свести к минимуму ошибки, необходимо: во-первых, обеспечить гибкие целеполагание (допускать возможность маневра в определенных границах, как это было в первом пятилетнем плане: наличие отправного и оптимального вариантов; во-вторых, предусмотреть запасные варианты целевых решений; в-третьих, включить параллельные структуры по подготовке целевых решений; в-четвертых, разработать демократическую процедуру целеполагания, включающую социальную экспертизу, широкое обсуждение и публичную защиту целевых решений.

Целеполагание представляет собой обоснование целей и принятие целевых решений. Цель есть идеальное представление желаемого объекта, т.е. под целью понимается фиксируемый в сознании желаемый результат, достигаемый с помощью наличных и прогнозируемых средств. Цель организации формируется теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами, в соответствии с системой ценностей обладателей этих ресурсов. Высшее руководство является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей. Однако высший руководитель не может навязывать свою философию. Он должен добиваться интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций.[41]

Один из классиков менеджмента, Дж. Томпсон в своих работах актуализировал проблему целей и рассматривал их постановку в качестве необходимого, постоянно повторяющегося динамического элемента деятельности организации. Он считал, что цели возникают из взаимодействий и взаимозависимости, существующих как внутри организации, так и между организацией и внешней средой. Предложенные им стратегии взаимодействий с внешней средой основывались на конкуренции и сотрудничестве, причем последний тип подразделялся на стратегии, основанные на ведении переговоров, кооптировании и создании коалиций. Выполненное исследование придавало постановке целей более строгую стратегическую форму, подразумевающую обоюдную взаимозависимость среды задач и организации.[42]

Цель либо открыто провозглашается, либо неявно подразумевается и проявляется через стандарт поведения. Все это можно назвать атмосферой корпорации, внутренней философией. Атмосфера корпорации - это стиль принятия решений, и она оказывает большое влияние на работу компании. Эта атмосфера не возникает сама собой, а формируется постепенно, под действием принятого делового кредо и стратегии корпорации, поведения высшего руководства и системы санкций.

Основные цели и направления политики находят отражение в миссии предприятия. Миссия – краткая письменная формулировка целей и задач, философии и предназначения организации. Она указывает ориентиры при принятии решений и планировании внутри организации, а также может быть использована как свидетельство об ответственности организации перед гражданами, покупателями ее продукта и другими заинтересованными лицами.

Как свидетельствует опыт эффективно работающих компаний, четко сформулированная миссия организации служит трем основным целям. Во-первых, она дает понятную всем интерпретацию правового мандата организации. Мандат определяет ее обязательства в соответствии с юридическим статусом и часто представлен в форме устава, сборника законодательных актов. Практически мандат является документом, не исключающим ознакомление с ним публики, но, как правило, он широко не распространяется и написан труднодоступным языком. Следовательно, формулировка миссии организации должна обеспечить краткую интерпретацию мандата в терминах, которые легко понятны людям. Какова сфера деятельности предприятия? Каковы основные продукты и услуги? Кто основные клиенты фирмы? Какие потребности клиентов обеспечиваются? Какими принципами руководствуется фирма? Каковы приоритеты в будущем? Таким образом, формулировка миссии организации должна меньше касаться технических и юридических вопросов и больше того, что организация обязуется делать в рамках полномочий, предусмотренных в мандате.

Во-вторых, миссия организации должна давать ориентиры для принятия повседневных решений и для долгосрочного стратегического планирования.

Она должна ясно и отчетливо формулировать основные ценности и рабочую философию организации. Например, заявление о миссии престижного исследовательского института содержит раздел, который среди прочего утверждает, что данное учреждение проводит исследование только в тех областях, где имеет «сравнительное преимущество», и что вся преподавательская и научная деятельность направлена на то, чтобы укрепить эти приоритетные позиции путем влияния на поведение других институтов. Иначе говоря, институт публично утверждает для внутренней и внешней аудитории, что он не пытается быть всем для всех людей. Такая отчетливо сформулированная рабочая философия может оказывать мощное воздействие на принимаемые стратегические решения и распределение долгосрочных ресурсов.

Некоторые положения общей рабочей философии могут непосредственно влиять на принятие краткосрочных решений. Например, описание миссии может содержать упоминание об обязательствах, взятых на себя организацией по обучению сотрудников, по оценке качества обслуживания клиентов или о принципах управления ресурсами.

Наконец, в-третьих, миссия организации должна быть связана с ее стратегическим планом, описывая кратко и в сжатой форме задачи организаций на будущее. Часто стратегическое направление излагается в отдельном положении, прилагаемом к документу о миссии организации. Объединяется это положение с описанием миссии организации или приводится отдельно – в любом случае организация должна публично заявить о своих приоритетах и стратегическом направлении своего движения вперед.

Примером миссии японских компаний может служить, например, желание «Мацуситы» способствовать улучшению качества жизни, снабжая общество дешевыми, как вода, электроприборами. Эта миссия подкреплена пятью принципами: 1) принцип взаимной выгоды для компании и потребителей, который обеспечивает рост компании; 2) принцип получения прибыли на путях служения обществу; 3) принцип честной конкуренции как условие того, что прибыль будет результатом служения обществу; 4)принцип выгоды компании и акционеров; 5)принцип управления путем привлечения к участию. Он вытекает из принципа уважения к людям.

Кодекс поведения работника, которого он должен придерживаться в принятии стратегических решений, ориентированных на внешнюю среду, а также по внутренним вопросам, образуют «Семь духов»: вклад « Мицусита » в промышленность; честность и преданность, гармония и сотрудничество, борьба за улучшение, учтивость и скромность, адаптация и восприимчивость, признательность. Эти «семь духов» не только определяют внутреннее, но и регулируют внешнее поведение.

За кредо следуют долгосрочные цели и политические установки. В «Мацусита» важными целями являются темп роста, норма прибыли на единицу объема продаж и доля компании на рынке. Наряду с ними огромную роль играют социальные цели. К ним относятся: уважение к общественному интересу, служение нации, народу, совместное процветание, неуклонный прогресс, завоевание доверия благосостояние работников, уважение к работнику.

Уважение к общественному интересу представляет собой укоренившееся мнение о возможности гармонии между общественными интересами и ростом компании и ее прибылей. Уважение к общественному интересу формирует социальную ответственность - готовность откликаться на нужды общества, жертвуя краткосрочной прибылью. Предотвращать загрязнение окружающей среды, помогать строить больницы и школы, добиваться невиданного прежде уровня качества - значит проявлять социальную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: