Экстерорецеотивные ощущения

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

13 билет

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога Р, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой Е=1/Р.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Как уже было сказано, разностная чувствительность — величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.

Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Выделяют 3 разновидности адаптации:

1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя

2. адаптация выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается);

3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (переход из светлой комнаты в тёмную).

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием длительности другой анализаторной системы (громкий шум авиамотора влияет на резкое ухудшение зрения).

Контрасты ощущений – это изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя (одна и та же фигура на чёрном фоне кажется светлее, а на белом темнее).

Синестезия - возникновение под влиянием одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора (под воздействием звуков возникают зрительные образы).

Сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой).

Пороги чувствительности:

1. нижний абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

2. верхний абсолютный порог чувствительности- это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

3. разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

14 билет

Сенсибилизация

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений Возможности тренировки и совершенствования органов чувств очень большие Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувствя:

- сенсибилизация из-за необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

- сенсибилизация, обусловлена??специфическими требованиями деятельности

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности Известны случаи, когда люди, потерявшие зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты осязательные ощущения, вибрационная чувствительность В Известный украинский психолог, ученый слепоглухонемой Ольга Скороходова, держа руку на горле собеседника, может понять, кто и о чем говорит, а также, принимая газету в руки, знает, читала ее или нні.

Явление сенсибилизации органов чувств прослеживается у людей, которые долгое время занимаются некоторыми специальными профессиями Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая сыра, вина Дегустаторы могут точно указать не только, с какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветной х соотношений при изображении предметов Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствительно к оценке пропорций Он различает изменения равные 1/60-1/150 величины предмета О возможности цветных ровых ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме - в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветельорів.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности

Контраст ощущений

Контраст - это изменение интенсивности и качества ощущений во влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя

По одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст Такой контраст хорошо можно проследить в зрительных ощущениях Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнеет зеленью й предмет на красном фоне кажется более насыщеннойним.

Хорошо известно и явление последовательного контраста После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому

Достаточно детально изученные явления последовательного контраста, или последовательного образа, в зрительных ощущениях Если фиксировать глазом в течение 20-40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на а мало освещенную поверхность, то через несколько секунд можно заметить довольно четкую темное пятно Это и будет последовательный зрительный обрааз.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепт тори и возбуждения в корковых частях анализатора По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах возникает со временем процесс торможения К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей прохо дить несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фазы последовательного образразу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: