Вопросы к экзамену по общей психологии
1. Психология как наука, ее связь с другими науками о человеке.
2. Принципы и задачи общей психологии.
3. Основные методы психологии
4. Этапы развития психологии и изменение представлений о предмете психологии.
5. Современное представление о предмете психологии.
6. Основные формы отражения. Характеристика психического отражения. Функции психического отражения.
7. Развитие психики в филогенезе. Различия психики животных и человека.
8. Сознание как высшая форма психики. Возникновение и развитие сознания, его основные свойства.
9. Неосознаваемые явления в психологии: предсознательное, надсознательное, бессознательное. Бессознательное в теории З. Фрейда.
10. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Понятие высших психических функций.
11. Деятельность. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теории А. Н. Леонтьева.
12. Деятельность. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теории С. Л. Рубинштейна.
|
|
13. Деятельность. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теории Б.Ф.Ломова.
14. Деятельность. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теории В.Д.Шадрикова.
15. Проблема активности и уровни построения движений: теория Н. А. Бернштейна.
16. Понятие личности в психологии. Представления о структуре личности в психоанализе.
17. Понятие личности в психологии. Представления о структуре личности в отечественной психологии. Деятельностный подход к пониманию личности.
18. Потребности и мотивы личности, их виды и функции.
19. Темперамент, его физиологические основы и психологические характеристики.
20. Характер: теория черт и теория типов. Акцентуации характера.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.
Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Отметим основные этапы развития психологии как науки.
I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).
II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).
|
|
III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.
На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.