Понятие и значение качества продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования

Правовую основу качества осуществляют следующие нормативные правовые акты: О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь, 9 января 2002 г. № 90-3, Законом «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г. № 262-3; Закон от 5 января 2004 года, № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Согласно ст. 1 Закона О защите прав потребителей качество товара (работы, услуги) – совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

Качество товаров (работ, услуг) как правило, на практике определяется самостоятельно контрагентами в договоре. ГК Республики Беларусь устанавливаются требования к качеству, даже если в договоре нет этого условия. Ст. 439 ГК, в качестве общего правила, определяет, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то товар должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями.

Следовательно, понятие качества продукции (товаров, работ, услуг) может быть определено как совокупность существенных ее свойств (технических, экономических, эстетических и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а также предусмотренных в установленных законом случаях хозяйственным договором.

Государственным органом, регулирующим и контролирующим деятельность организаций и предпринимателей, выпускающих товары, осуществляющих работы и выполняющих услуги на территории Республики Беларусь, осуществляется со стороны Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации. Основными задачами этого органа являются:

- формирование и проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

- обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах установления и соблюдения обязательных требований в области стандартизации, метрологии и сертификации;

- обеспечение функционирования и развития государственной системы стандартизации и технического нормирования, в том числе в интересах обороны страны, ее гармонизация с международными системами, включение в стандарты на продукцию, работы и услуги требований, гарантирующих безопасность их для жизни и здоровья человека, совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды и т.д.

Назначение продукции, работ, услуг определяется их производителями, нормами права и договорами, а требования фиксируются в специальных документах.

Обеспечение и повышение качества осуществляется в интересах: субъектов хозяйственной деятельности (повышение конкурентоспособности); потребителя (обеспечивается здоровье, жизнь); общества и государства.

Качество может обеспечиваться техническими, организационными, экономическими и правовыми средствами.

Технические средства - совершенствование технологии производства, технический контроль качества.

Организационные средства - образование подразделений субъектов хозяйствования, отвечающих за качество, соответствующих общественных организаций и органов государственного управления.

Экономические средства - создание экономических условий, стимулирующих повышение качества продукции.

Правовые средства - законодательное регулирование качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: