- Процессы внимания. Человек следит за поведением модели и точно воспроизводит это поведение.
- Процессы сохранения. Человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее.
- Моторно-репродуктивные процессы. Человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа.
- Мотивационные процессы. Если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепле-ние) потенциаль-но присутствует, человек совершает моделируемое поведение.
Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры:
• В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.
• Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является проблема саморегуляции.
• Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.
Теория социального научения Д. Роттера.
В 70-е гг. XX века бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. Согласно теории социального научения Д. Роттера каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни, – поведенческим потенциалом.
Поведенческий потенциал, по мнению Д. Роттера, включает пять основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»:
1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, – служат основанием социального признания;
2) поведенческие реакции приспособления, адаптации – это техника согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.;
3) защитные поведенческие реакции – используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.);
4) техника избегания – поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.;
5) агрессивные поведенческие реакции – это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика в адрес другого, насмешка, интриги и т. п.