Содержание. Тема 1. Право: понятие, нормы, отрасли..7 Понятие права

Тема 1. Право: понятие, нормы, отрасли...................................................................................7

  1. Понятие права, его признаки………………………………...…………………………....7
  2. Принципы и функции права………………………………………………………...…….8
  3. Норма права, ее структура…………………………………………………...…...………10
  4. Формы (источники) права…………………………………………………...……...….....13
  5. Закон и подзаконные акты………………………………………………………………..15
  6. Сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации…...............16
  7. Отрасли права: понятие и система……………………………………………...………..18

Тема 2. Общество и государство………………………………………………..................21

  1. Понятие государства, его признаки и функции…………………………...…………….21
  2. Типы и формы государства…………………………………………..………....................22
  3. Государство и гражданское общество…………………………………..………………26
  4. Понятие и признаки правового государства………………………………….....................27

Тема 3. Правоотношения и их участники…………………………………...………….28

1. Понятие и состав правоотношения……………………………………………………...28

2. Участники (субъекты) правоотношений…………………………………………….….29

3. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды…………………..30

4. Юридические факты как основания возникновения, изменения и

прекращения правовых отношений……………………………….……………………..31

Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность……………....................34

  1. Понятие, признаки и состав правонарушения…………………………………….……..34
  2. Виды правонарушений……………………………………………………………...….....36
  3. Субъект, объект, объективная, субъективная стороны правонарушения……….....….38
  4. Понятия, основные признаки и виды юридической ответственности……….…….40

Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации…...….....…...43

  1. Общая характеристика основ российского конституционного строя………….……...43
  2. Основные принципы конституционного строя России. Российская Федерация

демократическое, правовое, федеративное, суверенное и светское государство в форме республики………………………………………………………………………..44

  1. Многопартийность. Основы правового статуса общественных объединений…...…...49

Тема 6. Основы правового статуса человека……………………...………………..…...51

  1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы…………..51
  2. Гражданство Российской федерации………………………………………………….…52
  3. Конституционные права, свободы и обязанности челове­ка и гражданина…………....56

Тема 7. Федеративное устройство России…………………………………..…………...59

  1. Принципы российского федерализма……………………………………………………59
  2. Основы конституционного статуса Российской Федера­ции и

субъектов Российской Федерации……………………….……………………….………61

  1. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации……….………62

Тема 8. Система государственных органов в РФ………………………….………...67

  1. Понятие и виды государственных органов……………………………………….……...67
  2. Конституционный статус Президента Российской Федерации………………….……..69
  3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ……….……..74
  4. Законодательный процесс………………………………………………………...………79
  5. Система федеральной исполнительной власти……………………………….....……....81
  6. Судебная система Российской Федерации………………………………………………83
  7. Организация местного самоуправления…………………………………………………84

Тема 9. Основы гражданского права…………………………………...……….………..88

  1. Понятие и предмет гражданского права………………………………………………89
  2. Принципы гражданского права……………………………………….……..........……...89
  3. Система гражданского права……………………………………...……..………...…......90
  4. Источники гражданского права…………………………………...…………..…….........91
  5. Понятие и виды гражданских правоотношений…………………...……..……...……...93
  6. Субъекты гражданского правоотношения…………………………………….…………93
  7. Объект гражданского правоотношения…………………………………………….……94
  8. Основания гражданских правоотношений………………………..…………..…...…….95
  9. Правоспособность и дееспособность граждан……………………………..……..……..95
  10. Правовые основания ограничения правоспособности и дееспособности гражданина…………………………………………………………………………….......97
  11. Опека и попечительство…………………………………………………….…………....97
  12. Признаки, индивидуализирующие гражданина………………………………………...98
  13. Безвестное отсутствие………………………………………..…………....…………….100
  14. Правовые последствия объявлений гражданина безвестно

отсутствующим или умершим………………..………………….……………………..101

  1. Понятие и признаки юридического лица……………………………………………….102
  2. Индивидуализация юридического лица………………………………………………...103
  3. Правоспособность и дееспособность юридического лица…………………………….104
  4. Способы образования юридических лиц и их учредительные документы………......105
  5. Прекращение деятельности юридических лиц………………………………..……….106
  6. Классификация юридических лиц………………………………………........................107
  7. Понятие и сроки исковой давности…………………………………………...…..…….108
  8. Порядок исчисления сроков исковой давности……………………………..................110
  9. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности....................111
  10. Понятие и содержание права собственности………………………………..….….......112
  11. Сделки: понятие и виды…………………………………………………………………114
  12. Представительство и его виды………………………………………………………….119
  13. Доверенность – форма, срок действия………………………………............................121
  14. Обязательства в гражданском праве…………………………………………..….…….122
  15. Договор. Условия заключения, изменения и расторжения договора…….…..……....124

Тема 10. Основы трудового права ……………………………………………………….....127

  1. Понятие трудового права………………………………………………...………...……127
  2. Трудовой договор и его содержание……………………………………………...…….128
  3. Испытание при приеме на работу………………………………………..……….…….130
  4. Срок действия трудового договора……………………………………………...…..….132
  5. Совместительство и совмещение……………………………………………...……....133
  6. Порядок заключения трудового договора……………………………………..….……134
  7. Медицинское освидетельствование и медицинские осмотры…………….…….….....137
  8. Рабочее время…………………………………………………………….…….…….…..138
  9. Переводы на другую работу…………………………………………………………...142
  10. Отстранение от работы………………………………………………..……..……….….144
  11. Прекращение трудового договора……………………...………………….………...….145

Тема 11. Основы семейного права………………………………………..………...........................151

  1. Семейное право: понятие, источники………………………………….………………..…….....151
  2. Понятие брака. Регистрация (заключение) и прекращение брака………….....……...152
  3. Личные и имущественные правоотношения между супругами………………...….…154
  4. Личные и имущественные правоотношения между роди­телями и детьми…..….….156
  5. Алиментные права и обязанности родителей, детей и дру­гих членов семьи……….158

Тема 12. Основы Административного права……………………………………...…...164

  1. Понятие административного нарушения…………...………………………….………164
  2. Назначение и виды административного наказания…………...……………….………165
  3. Виды правонарушений, за которые устанавливается ад­министративная ответственность……………………………………………………………….………….168
  4. Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности……..169
  5. Возбуждение дел об административной ответственности…………………………….170

Тема 13. Основы уголовного права……..…………………………………………………..………..….175

  1. Понятие, предмет, задачи и система уголовного права…………………………………………....……175
  2. Принципы уголовного права……………………………………………………………177
  3. Взаимодействие уголовного права с другими отраслями права…………………..….178
  4. Понятие и признаки преступления……………………………….................................179
  5. Состав преступления: понятие и признаки…………………………………………..…181
  6. Понятие, основание и формы реализации уголовной ответственности……….....…..184
  7. Понятие, признаки и виды уголовного наказания…………………………….…...….186
  8. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и

противоправность деяния………………………….…………………………….......….188

Тема 14. Основы финансового права…………………………………………………..….190

  1. Финансы и финансовая деятельность государства……………………………………....190
  2. Правовое регулирование финансового контроля…………………….…………....…..196
  3. Бюджетное право…………………………………………………………...……….……198
  4. Налоговое право………………………………………………………………............................203

Литература……………………………..…………………………………………………….208


Тема 1. Право: понятие, нормы, отрасли

1. Понятие права, его признаки.

2. Принципы и функции права.

3. Норма права, ее структура.

4. Формы (источники) права.

5. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства общества.

6. Отрасли права: понятие и система.

1. Понятие права, его признаки

Общество и государство могут нормально функционировать при условии упорядоченности общественных отношений. Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения и деятельности людей и их объединений играет право.

Право система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, создаваемых и обеспеченных государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Сущность права проявляется в следующих признаках:

1. системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм;

2. нормативность, заключающаяся в том, что право представлено нормами – правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений; нормативность означает, что правовому регулированию подлежат наиболее типичные отношения;

3. формальная определенность, заключающаяся в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены и находят внешнее отражение в нормативно-правовых актах;

4. институциональность, т.е. правотворчество осуществляют строго определенные органы государства или этот процесс протекает под их контролем (например, референдум);

5. государственная обеспеченность, означает, что создание, реализация и охрана права неразрывно связаны с государственной деятельностью.

Следует иметь в виду, что в юридической науке понятие «право» используется в двух значениях:

1. объективное право, или право в объективном смысле, т.е. совокупность общеобязательных правил поведения, которые выражены в системе юридических норм; устанавливаются и обеспечиваются государством;

2. субъективно право, или право в субъективном смысле – это право, принадлежащее конкретному лицу (например, право собственности на определенную вещь).

2. Принципы и функции права

Наряду с основными признаками права большое значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Принципы права оказывают огромное влияние на процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы. Наиболее распространенным является их подразделение на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему, на несколько отраслей или на одну отрасль права.

В соответствии с данным критерием принципы права, распространяются на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, именуются общими принципами. Среди них обычно называют принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей. Наряду с общими принципами выделяются межотраслевые и отраслевые принципы права

Межотраслевые принципы – принципы, характерны для некоторых отраслей права. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, принцип независимости судей и подчинение их только закону и др.

Отраслевые принципы – принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости – в трудовом праве, принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве и т.п.).

Понятие «функции права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Таким образом, функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и национальным назначением права в жизни общества.

Функции права можно рассматривать соответственно статусу права в обществе. В общесоциальном аспекте,где право рассматривается как явление, оказывающее широкое неформальное влияние на весь комплекс общественных отношений, и в юридическом аспекте, где право реализуется через специальную, присущую только ему систему юридических средств.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения. А значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую (право закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения и пр.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и т.п.), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов), коммуникативную (выступает способом связи между субъектом и объектом управления) и др.

Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции – направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные юридические средства. Выделяют две основные собственно юридические функции права: регулятивную и охранительную.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: фиксировать субъектный состав правовых отношений; определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которым нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений1. Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности:

1. регулятивную динамическую (заключается в обслуживании средствами права тех или иных социальных процессов, обеспечении активного поведения тех или иных субъектов);

2. регулятивно статистическую (реализующую ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей).

Содержание охранительной функции заключается в правовом воздействии, нацеленном на охрану общезначимых, наиболее важных, экономических, политических, национальных личных отношений, внесение явлений, чуждых обществу.

3. Норма права, ее структура

Норма права - это первичная клеточка права, исходный структурный элемент его системы. Норме права присущи все общие черты социальных норм. Вместе с тем она обладает своими специфическими признаками:

1. норма права – единственная в ряду социальных норм, которая или непосредственно исходит от государства в лице своих органов, либо общества в порядке проведения референдумов, или одобряется, санкционируется государством; т.е. норма права является официальным выражением государственной воли;

2. норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она:

а) определяет границы возможного и должного поведения субъектов;

б) является обязательным для всех, к кому она адресована;

в) носит общий характер, рассчитана не на отдельные разовые отношения, не на конкретных лиц, а на множество отношений определённого вида и субъектов, подпадающих под условия её действия;

3. норма права отличается от других социальных норм формальной определённостью, которая проявляется в чётком и определённом описании обстоятельств, на которые она распространяется, в содержании и объёме прав и обязанностей субъектов правоотношений, в чётких указаниях на последствия их нарушения; формальная определённость связана также с тем, что любая норма права закреплена в официальном документе - нормативно-правовом акте;

4. норма права выступает регулятором общественных отношений, которые проявляются в поведении и в действиях людей; правовая норма, определяя поведение людей, регулирует их деятельность посредством предоставления им субъективных прав или возложения на них юридических обязанностей;

5. норма права поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства; это наиболее специфическое свойство (признак) нормы права.

Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие норму права, можно дать её определение. Итак, норма права - это установленное или санкционированное государством и им охраняемое общеобязательное, формально-определённое правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Норма права имеет собственную структуру. Структура нормы права - это способ взаимосвязи её элементов. В структуру нормы права водят три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

1. Гипотеза указывает на конкретное жизненное обстоятельство (условие), при наличии или отсутствии которого данная норма вступает в действие. В зависимости от количества условий, обозначенных в норме, гипотезы бывают простыми (одно условие) и сложными (два и более условий). Гипотезу, которая связывает действие нормы права с одним из нескольких перечисленных в ней условий, называют альтернативной.

2. Диспозиция указывает на суть и содержание правила поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Диспозиция - главный элемент, сердцевина нормы права, без диспозиции немыслимое существование. В зависимости от способа изложения диспозиция может быть простой (называет вариант поведения, но не раскрывает его), ссылочной (не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме этого же нормативно-правового акта), бланкетной (для ознакомления с правилом поведения отсылает к другому нормативному акту). В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

3. Санкция указывает на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции нормы права. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно-определённые (точно указывают размер неблагоприятных последствий), относительно-определённые (границы неблагоприятных последствий указаны от минимальной до максимальной, или указан только лишь верхний предел), альтернативные (перечислены несколько видов неблагоприятных последствий через союзы «или», «либо»).

Именно санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер, указывая при этом на те неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписаний, содержащихся в диспозиции нормы права.

4. Формы (источники) права

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне. Источник права - это истоки формирования права, система факторов, определяющих его содержание и формы выражения.

Принято выделять источники права в материальном, идеальном и юридическом (формальном) смысле. Источником права в материальном смысле являются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.д.Под источником права в идеальном смысле понимают правовые доктрины и учения, правовое сознание. Когда речь идёт об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. В данном случае источник права и форма права совпадают по своему содержанию. Иными словами, под источником права в юридическом смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Различают следующие основные формы права:

1. правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения. Санкционирование обычаев осуществляется путём фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных, вынесения на их основе решений государственными органами либо путём отсылки законов к обычаям. Так, например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

2. юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится общеобязательным при решении аналогичных дел; как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в странах англосаксонской правовой семьи - Англии, США, Канаде и др.

3. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права; в отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-родового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы; к числу нормативных относятся Федеративный договор (о создании федерации), коллективные договоры администрации предприятия и профсоюзов и др.

4. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным органом государства и содержащий правовые нормы, (например, конституции, законы, кодексы и др.); нормативно-правовые акты характеризуются следующими признаками:

а) представляет собой результат правотворческой деятельности компе-тентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

б) содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);

в) содержащиеся в них предписания являются выражением государствен-ной воли;

г) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

д) имеют строго определённую документальную форму (закон, указ);

е) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отноше-ний;

ж) рассчитаны на постоянное либо длительное действие;

з) адресуются либо ко всем, либо к неопределённо числу субъектов;

Нормативно-правовые акты можно классифицировать по – разному. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. нормативные акты государственных органов;

2. нормативные акты общественных объединений;

3. совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

4. нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

  1. общефедеральные;
  2. акты субъектов Федерации;
  3. акты органов местного самоуправления;
  4. локальные акты.

В зависимости от срока действия различают:

  1. акты неопределённо длительного действия;
  2. временные акты;

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на:

  1. законы;
  2. подзаконные акты;

5. Закон и подзаконные акты

Закон — нормативный правовой акт, который принимается выс­шим представительным органом власти либо на референдуме, обла­дает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения. На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ. Федеральный конституционный закон развивает и дополняет по­ложения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большей юридической силой, чем федеральные законы и законы субъектов РФ. Президент РФ не может отклонять федеральные кон­ституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать.

Федеральный закон — это нормативный правовой акт, прини­маемый и действующий в строгом соответствии с федеральными конституционными законами. Датой принятия закона считается день принятия его Государст­венной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы под­лежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубли­кования, если самими законами не установлен другой порядок.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Российской Феде­рации и ее субъектов, что закреплено в ст. 72 Конституции РФ. Од­нако в случае противоречия между федеральным законом и норма­тивным правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам ис­ключительного ведения последнего, действует нормативный право­вой акт субъекта РФ (ст. 76).

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются на ос­новании и во исполнение законов. Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного ха­рактера, не должны противоречить федеральной Конституции, дру­гим законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введе­ния их в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов изда­ются в виде приказов, инструкций, указаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: