Помощи детям в ситуации горя

Испытание горем дает возможность глубже понять себя. Несчастье изменяет представление ребенка о самом себе, своих проблемах, о том, как влияет трагический опыт на личность.

Для того, чтобы понять себя, детям и подросткам необходимы целостность Я-концепции и неразрывность внешнего мира, а также четкость, которая означает получение точной информации о том, что же произошло с ним и открытый разговор о переживаниях, если ребенок в состоянии выразить свои чувства. Самоанализ - это умение, которое раскрывается по мере взросления ребенка, способность выразить себя эмоционально.

На самоанализе строится осмысленное поведение, как возможность посмотреть на самого себя со стороны, увидеть себя в отношениях с другими людьми.

Далее самопонимание, становится для ребенка инструментом для самоидентификации. Обычно ребенок многое приобретает во время такого процесса; это происходит автоматически, когда ребенок общается с кем-то из родителей или с другими людьми. Когда вдруг ребенок встречается с фактом смерти или другой катастрофой (включая потерю близкого, нарушение привычных условий деятельности), четыре личностных фактора — целостность, четкость, самоанализ и самосознание - перестают действовать, поэтому ребенок теряет контроль над собой и окружающим миром.

Нить нераздельности прошлого, настоящего и будущего рвется. Нет ни прошлого, ни будущего, только ошеломление, шок. Ребенок на неопределенное время беззащитен, и это его пугает. Ему нужна помощь.

Различают превентивный, личностноцентрированный и групповой методы в работе с ребенком.

Существует два основных подхода: личностноцентрированный и симптомоцентрированный.

В рамках первого педагог, психолог исходит из понятия о целостности Я-концепции ребенка, где изменение одного их структурных образований отражается в целом на личности. Рекомендуется когнитивная терапия, логотерапия, психоанализ, психодинамические проективные методы в диагностике, консультировании и коррекции.

Второй подход симптомоцентрированный - он предполагает устранение неправильных стереотипов отношения, поведенческих компенсаторных паттернов, которые травматически автоматизировались личностью, неосознаются и которые дестабилизируют жизнь человека, не давая ему возможности правильно относиться, осознать и реконструировать ситуацию переживания. В рамках второго подхода рекомендуется использовать поведенческую бихевиоральную психотерапию.

Применение личностно-центрированного подхода предполагает набор индивидуальных заданий для травмированного человека, с которым психотерапевт имеет дело.

Уильям Уорден из США и Колин Мюррей-Паркес из Великобритании определили четыре задачи по теме «горе». Бен Вольфе (США), клинический социальный работник и директор Центра по поддержке людей, находящихся в горе, интерпретировал эти четыре задания для пострадавших детей таким образом:


1. Осознать горе и начать искать смысл за пределами того, что случилось;
2. Идентифицировать, подтвердить и конструктивно выразить сильные реакции на травмирующую ситуацию;
3. Отмечать все даты, связанные с трагическим событием, составить его смысловую летопись, включить в актуальные переживания жизни;
4. Продолжать жить дальше с живущими и любящими тебя людьми.

Обязательное выполнение заданий для снятия горя представляет собой деятельность по восстановлению Я-концепции, по возвращению к нормальному состоянию.

К фундаментальным принципам психологической помощи мы относим:

А) Принцип нормализации.

Состояние после психологической травмы требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности, так как человек склонен путать необычность своей реакции на травму с необычностью своего поведения, с необычностью его самого. Мысли и чувства человека в посттравматический период их жизни могут быть болезненными и не понятными не только им самим, но и родственниками и сослуживцами и даже специалистам, если они не знакомы с такими психическими проявлениями. Для скорейшего выхода из состояния стресса для человека важно принять свое поведение как поведение «нормальное». Если ему будет объяснено, что его реакции это следствие перенесенного стресса, то он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.

Б) Принцип партнерства и повышение достоинства личности.

Процесс «выздоровления» в эмоциональном отношении включает в себя повторные переживания, избегание, повышенную чувствительность и самообвинение. Учитывая это, терапевтические отношения должны строиться на взаимном доверии, совместно выбирать стратегии поведения. Личность не должна чувствовать дополнительную опасность из-за того, что ее права ущемляются в таком важном для любого человека аспекте, как личностный рост и развитие. Человек после катастрофы, с «опытом» жестокого обращения, с униженным достоинством и бессилием это человек с уменьшенным чувством собственного «Я». Уменьшение чувства собственного достоинства пропорционально выраженности виктимизации. Поэтому партнерство это тот терапевтический союз, который приносит большую пользу для выздоровления.

В) Принцип индивидуальности.

Безусловно, что каждый человек (в нашем случае ребенок) имеет свой путь восстановление после перенесенного стресса. Человеческая реакция на стресс всегда сложнее общий психологических реакций на стресс. Поэтому психотерапевт должен понимать и ценить индивидуальные переживания, индивидуальный способ посттравматической регуляции. Партнеры по выходу из состояния стресса должны знать общую картину симптомов, представлять порядок высвобождения, но они должны быть готовы к особым проявлениям и индивидуальным характером переживаний и перехода на нормальный режим жизнедеятельности.

Психотерапевту следует помнить, принцип индивидуальности иногда противоречит принципу снятия уникальности переживания. Показывая, что переживания не уникальны и находятся в рамках общей симптоматики, мы невольно уравниваем пострадавшего с усредненной массой.

Применение превентивного подхода предполагает оказание оперативной помощи эмоционально пострадавшему по принципу присутствия в эмоционально значимой ситуации. Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний.

Принципы превентивного подхода:

Ø немедленная помощь;

Ø близость к месту события;

Ø установка на положительные результаты;

Ø общий подход и единая команда;

Ø использование простых и действенных способов терапии.

Отличительные черты превентивного подхода. Активная позиция психотерапевта. Сосредоточение на групповых методах психологической помощи. Отсутствие психофармакотерапевтических средств, а также госпитализации. Значение основных человеческих потребностей. Длительные занятия. Рассмотрение психологических симптомов как нормальных реакций на ненормальные ситуации. Взгляд на пострадавших не как на пациентов, а как на людей, у которых другие потребности.

При превентивном подходе следует учитывать: что пострадавшие не признаются жертвами в обществе; существует недостаток информации о самом событии и как это событие переживается самим человеком; нередко пострадавшие злоупотребляют лекарствами; в трагических ситуациях отсутствуют возможности совершить ритуалы.

Таким образом, отличительной особенностью превентивного подхода в психотерапии, используемого в кризисной психологии состоит в следующем. Метод кризисной психологии работает с событием, вызвавшим эти состояния. Возникновение невроза связано с тем, что человек не нашел в себе мужества принять в когнитивную составляющую самосознания травмирующий его фрагмент действительности. Формирование мужественной жизненной позиции «быть вопреки» - стратегическая цель работы кризисного психолога. Отсюда и подход к определению эффективности метода. Не столько снятие симптомов, что может быть, а может и не быть критерием эффективности, а осознание, что надо принять событие, сосуществовать с ним, построить новые связи взамен утерянных. Ведь именно эти факторы вызывают негативные симптомы. И все это предусмотрено, заложено в методических процедурах оказания психотерапевтической помощи в кризисных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: