1. Работайте с заголовками!
− сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте;
− вспомните все, что вы уже знаете на эту тему;
− поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы;
− попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста;
− приступив к чтению, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальными содержанием текста.
2. Работайте с текстом!
− читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в политологическом словаре;
− непонятным может быть само содержание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
3. Ведите диалог с автором!
− По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании;
− проверяйте свои предложения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
4. Выделяйте главное!
− читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного; обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, и что эту мысль поясняет или дополняет;
− по ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста;
− составляйте схемы, таблицы, отражающие существенные моменты текста;
− в случае необходимости делайте выписки;
− рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.
На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!
5. Запомните материал!
− Объясните себе, в чем связь мыслей - пунктов вашего плана.
− Перескажите текст по плану.
− Ответьте на вопросы учебника или вопросы для самоконтроля в учебном пособии.
6. Проверьте себя!
− Ответив на вопросы, проверьте по учебнику или пособию правильность своего ответа.
− После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.
Продуктивность работы с учебной и научной литературой будет значительно выше, если читать регулярно, систематически, не допуская больших перерывов. Если даже уделять работе с литературой по дисциплине хотя бы по одному часу через день, постоянно в памяти будет поддерживаться связь вновь прочитанного с прочитанным прежде.