Кафедра педагогики и методик начального образования. Пояснительная записка

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Ростовский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методик начального образования

Учебно-методический комплекс

«История образования на Юге России»

(спецкурс)

Ростов-на-Дону

ББК 74.03 Я73

УДК 371 (09)

И 90

Печатается по решению учебно-методического управления ЮФУ

Автор: кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методик начального образования ФПиПП ЮФУ Ситько Р.М.

Научный редактор:

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методик начального образования ИПП РГПУ П.П. Пивненко

Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и языковой подготовки Ростовской государственной академии архитектуры и искусства Г.Ф. Карпова

История педагогики и образования. Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2011 – 123 с.

Учебно – методический комплекс «История образования на Юге России» предназначен для студентов отделения начального образования (заочная форма обучения). Авторский спецкурс введён в учебные планы профессиональной подготовки специалистов сферы образования (специальность: 050708 - педагогика и методика начального образования) как региональный компонент содержания образования.

Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины, содержание тем курса, темы семинарских и практических занятий, задания к зачёту список литературы, приложения

ББК

УДК

©Ситько Р.М., 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………….. 4 - 7

Тематический план курса …………………………………………. 7- 9

Изложение программного материала ……………………………. 9 - 88

Раздел 1……………………………………………………………… 9 – 32

Раздел 2……………………………………………………………… 32 – 44

Раздел 3……………………………………………………………… 44 – 88

Темы семинарских и практических занятий……………………… 89

Задания к зачёту по курсу………………………………………… 90 - 91

Литература…………………………………………………………….. 91 – 95

Приложения……………………………………………………………. 95 - 123

Пояснительная записка.

В Законе РФ «Об образовании» (Ст. 2) обозначены принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (редакция 2004г.), современной концепцией развития и модернизации образования в России актуализируется внимание к проблемам качества подготовки специалистов сферы образования. Важными направлениями профессиональной подготовки специалистов являются фундаментализация содержания университетского педагогического образования, личностно - профессиональное развитие студента как человека культуры, способного к ориентации в современных проблемах образования, к инновационной творческой деятельности.

Образование призвано обеспечить интеграцию личности в системы мировой и национальной культур, формирование человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Образование также способствует исторической преемственности поколений, сохранению, распространению и развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, на что указано в Национальной доктрине образования в Российской Федерации.

Исторический опыт развития отечественного образования в контексте породившей его эпохи представляет собой ценнейший источник для более действенного решения её современных проблем.

Заметим, что многие проблемы становления и развития высшего педагогического образования рассматриваются, за редким исключением, на опыте головных столичных вузов и национальных вузов ближнего зарубежья.

Однако нельзя познать систему как таковую, не проанализировав составляющих её элементов. В силу этого невозможно получить целостное представление об образовательном пространстве России, не рассматривая уникальность и динамику развития моделей образования в отдельных регионах как совокупности социально-экономических реалий, национальных и исторических традиций.

Незаслуженно обделенным вниманием исследователей истории образования является Юг России. Изучение истоков образования, его становление и развитие в Южно – российском регионе позволяет увидеть особенности его функционирования в различные исторические моменты, ход процесса подготовки кадров в зависимости от меняющихся политических, социальных и культурных условий жизни, становление педагогического образования.

Придя значительно позже к «культурной оседлости» (Д.С. Лихачёв) Юг России уже застал сложившуюся модель отечественного классического университета и науку как самостоятельный социальный институт и примеры крупнейших (Петербург и Москва) и рядом крупных (Казань, Киев, Харьков, Одесса, Дерпт) научных центров. Академическая наука максимально концентрировалась в Петербурге, вузовская наука развивалась в 15-20 городах, отраслевая практически не была развита.

Общеизвестно, что образовательный регион в истории развития отечественного образования не совпадал с административно-хозяйственным регионом. В силу этого, мы ограничим территориальные параметры, сфокусировав внимание на Донском крае, Ростовской области.

Специфика современного этапа истории образования заключается в стремительном динамизме. В поисках путей развития современного высшего образования создание нового следует считать целесообразным лишь тогда, когда оно не разрушает старого, традиционного, а приумножает и развивает историческое данное с учетом новых социокультурных реалий.

Интерес учителей к истории образовательного пространства России и его составляющего элемента – Южно-Российского региона способствует развитию их культурной идентичности.

Данный курс является авторским и разработан как национально – региональный и вузовский компоненты содержания учебного плана. Он теснейшим образом связан с обязательным курсом «История педагогики и образования», являясь его логическим продолжением и конкретизацией.

Цель спецкурса: раскрытие истоков, путей и итогов становления и развития образования в социо - культурном пространстве Южно-Российского региона.

Задачи спецкурса:

· раскрыть генезис образования в регионе,

· показать предысторию высшего образования в регионе,

· проследить роль Варшавского императорского университета в истории высшего образования региона;

· выделить этапы развития высшего педагогического образования в регионе и его итоги,

· овладеть навыками работы с историографическими источниками,

· стимулировать социальное творчество студентов, включение их в процесс экологии историко – культурного наследия региона.

Данный спецкурс введён в учебный план как национально – региональный компонент, обеспечивающий «погружение» студентов в историко – образовательное пространство своего региона. Курс приближает процесс личностно – профессионального развития студентов к конкретной среде их жизнедеятельности и реального педагогического процесса, выполняя интегрирующую функцию гуманитарной, культурологической, интеллектуальной, творческой составляющих личностно-профессионального развития специалистов сферы образования.

Данный курс создает представление об основных исторических этапах развития образования в регионе, путях организации народного образования и развития национальных систем образования.

Курс позволяет также создать целостные представление о генезисе школы и институтов воспитания и дает знания о динамике развития региональной системы образования, способствует пониманию диалектики развития педагогических процессов и явлений, что позволяет глубже осмыслить проблемы современной педагогической науки и практики. Отдельные темы, касающиеся реформирования образования на различных исторических этапах его развития, прямо выводят на осмысливание задач педагогического творчества, рефлексии.

Курс предполагает преодоление ограниченного, узкого подхода к изучению историко-педагогического процесса, как якобы принадлежащему только прошедшему и не имеющему отношения к настоящему и будущему, с одной стороны, и оторванному от целостного генезиса духовной культуры человечества, в частности педагогики, с другой.

Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знания о процессе развития образования и содействует становлению мировоззрению и педагогического профессионализма.

В силу вышеизложенного курс способствует укреплению позиции педагогики в подготовке учителя к гуманному и компетентному решению жизненно важных педагогических проблем в системе «человек-человек».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: