Глава 1. «Теория межличностного общения как междисциплинарное знание»
Межличностное общение – взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения,
Межличностная коммуникация – взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Модели коммуникации – схемы, представляющие процесс коммуникации.
Глава 2. «Потребность в общении и методы ее изучения»
Мотив – это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях.
Фрустрация (лат. frustratio – тщетное ожидание, обман) – психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью; возникает в том случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.
|
|
Мотивационный кризис – смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений.
Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе.
Альтруизм – это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности.