Дедуктивные умозаключения (эта мысль исходя из того, что говорилось выше, должна выглядеть очевидной) имеют огромное значение для экономического исследования.
В целом же дедуктивный метод можно охарактеризовать как метод построения научных теорий, главной особенностью и отличительной чертой которого является применение дедуктивных процедур логического вывода. В случае если этот метод дополняют методом выдвижения гипотез, основанных на опыте и эксперименте, он получает название гипотетико-дедуктивного метода. Заметим также, что дедуктивный метод лежит в основании формальной силлогистики.
Новое знание в случае применения дедуктивного метода получается как результат логического вывода из некоторого исходного базиса аксиом — терминов и утверждений; поэтому можно говорить о том, что все дедуктивные теории представляют собой разновидности аксиоматических теорий. Сам логический вывод может исходить из правил либо математики, либо формальной логики: в первом случае его можно обозначить как математический, во втором — как формально-логический. Результаты такого вывода могут представать либо как совокупность следствий из дедуктивной теории, либо как сумма возможных интерпретаций этих следствий.
Дедуктивизм — это направление в методологии научного исследования, обратное индуктивизму. Если индуктивизм, как
Суслов И.П. Указ. соч. С. 226-227.
говорилось выше, утверждает первенство индуктивных суждений перед дедуктивными, то дедуктивизм, естественно, поступает наоборот.
Дедуктивизм — это методология, утверждающая приоритет дедукции перед всеми остальными методами научного познания.
В современной методологии научного познания апологию де-дуктивизма обычно увязывают с философскими взглядами Карла Поппера. Согласно Попперу, индуктивизм представляет собой ложную методологическую концепцию, где проблема научной истины подменяется проблемой «правдоподобия» и «оправдания» по принципам неполной индукции.
Один из учеников Поппера, Марк Ноттурно, при этом даже указывает на связь, которая существует между индуктивизмом и «коммуналистским» (т.е. тоталитарным) мышлением:
«Коммуналистское мышление и индуктивизм связаны между собой более тесно, чем можно было бы подумать. Только благодаря коммуналистскому мышлению поддерживается иллюзия, будто заключение индуктивного рассуждения опирается на его предпосылки. Что это именно иллюзия, явствует из того простого факта, что не существует противоречия между утверждением посылок индуктивного рассуждения и отрицанием его заключения. С индуктивным рассуждением неизменно происходит то, что Кьеркегор1 называл "подпрыгиванием". Одно утверждение считается истинным — и другое тоже. Далее, считается, что и то и другое является оправданием для третьего утверждения, которое попросту не следует из первых двух. Именно так и начинаются все тирании. Сначала индуктивист делает небольшой скачок и называет его "оправданным". Затем, если никто не возражает, он делает скачок побольше и также называет его "оправданным". В конце концов он так входит в роль, что ему становится все нипочем»2.
Дедуктивизм в экономической науке, точно так же, как и индуктивизм, имеет давнюю традицию: начало здесь было положено еще австрийской школой и Максом Вебером, впоследствии эту концепцию активно развивал Людвиг фон Мизес. Последний, в частности, утверждал следующее:
С. Кьеркегор (1813—1855) — датский религиозный философ, предшественник экзистенционализма.
Ноттурно М. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 96.
«Если обнаруживается противоречие между теорией и опытом, мы всегда должны предполагать, что не выполнялись условия, принятые теорией, или в наших наблюдениях какая-то ошибка....Никакой опыт никогда не может заставить нас отвергать или модифицировать априорные теоремы»1.
Л. Мизесу вторит английский экономист Лайон Роббинс. Он аргументирует дедуктивизм следующим образом:
«Утверждения экономической теории, как и любой другой научной теории, естественным образом дедуктивно выводятся из набора постулатов. А главными постулатами являются все предпосылки, включающие каким-либо образом в себя простые и бесспорные опытные факты, относящиеся к тому, как редкость благ, которая является предметом нашей науки, в действительности проявляет себя в реальном мире. Основным постулатом теории стоимости служит факт, согласно которому индивидуумы могут ранжировать свои предпочтения в определенном порядке, и на самом деле так поступают. Основной постулат теории производства состоит в том, что факторов производства существует больше, чем один. Главным постулатом теории динамики является тот факт, что мы не знаем точно, какие блага будут редкими в будущем....Нам не нужен контролируемый эксперимент для установления их обоснованности: они настолько укоренились в нашем повседневном опыте, что достаточно их просто сформулировать, чтобы признать очевидными»2.
Таким образом, дедуктивизм в истории экономического анализа отрицает в принципе необходимость выводить что-либо индуктивно из эмпирических суждений: достаточно задать некие постулаты или аксиомы, и если они работают достаточно эффективно, принося ценные с точки зрения теории и практики результаты, то начальные эмпирические суждения вообще в проверке не нуждаются. Таковы аргументы дедуктивизма, и проверка их, очевидно, должна осуществляться также по Попперу, — методом фальсификации, — пока данные рассуждения не опровергнуты, они должны считаться истинными*.
Но в целом дилемму «индуктивизм — дедуктивизм» экономической науке разрешить очень непросто. С тем, что нужны оба метода — как индукция, так и дедукция, — согласятся и индукти-
1 Цит. по: История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. С. 329.
2 Там же.
3 Внимательный читатель, конечно же, должен уловить здесь авторскую иронию.
висты, и дедуктивисты, но вот какой из них в экономических исследованиях лучше и более продуктивен... здесь открыт полный простор методологическому дискурсу и методологическим дискуссиям.