1. Аналогия — это метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый процесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Экономическая аналогия — это умозаключение о наличии какого-либо признака у исследуемого хозяйственного объекта на основе сходства, существующего в других признаках, с идеальным или вещественным аналогом этого объекта; как метод
Пугачев В.В. Тесты, деловые игры и тренинги в управлении персоналом. М., 2000. С. 47.
338
экономического исследования, она не имеет значительной доказательной силы и применяется редко.
2. Экономическая экстраполяция — это перенос знаний об уже изученной области хозяйственных явлений на еще неизученную область — в пространственном, временном или предметном аспекте. Прогнозная (прогностическая) экстраполяция — это экстраполяция, где осуществляется перенос уже исследованных знаний о настоящем на еще непознанное будущее. У прогнозной экономической экстраполяции можно выделить три основных уровня, на которых осуществляется прогноз: мировоззренческий (идеологический), эмпирический и теоретический.
|
|
3. Экономическое моделирование можно определить как разработку моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание различного типа аналогов, воспроизводящих те или иные аспекты хозяйственной активности человека. Экономическая модель — материальный или идеальный аналог, отображающий или воспроизводящий исследуемый хозяйственный объект и способный дать об этом объекте принципиально новую информацию. Важнейшей составной частью экономического моделирования является экономико-математическое моделирование — создание и разработка математических моделей, отображающих различные аспекты экономических процессов и явлений.
4. Деловая игра — это упрощенное воспроизводство в игровой форме какой-либо реальной хозяйственной ситуации; она представляет собой одновременно как вид экономического моделирования, так и вид лабораторного экономического эксперимента. В зависимости от целей своего проведения деловые игры бывают: а) общие управленческие; б) специальные управленческие, в) учебные; г) исследовательские.