Логические методы

Аппарат логики как инструмент наиболее часто используется при классификации в ходе исследований элементов объекта или явлении социально-экономической жизни организации.

В общем смысле под классификацией понимается разделение элементов или понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общие и специфические и посредством этого вникнуть в их сущность.

Как бы детально не выполнялась классификация, она всегда отражает содержание некого явления, представленного в виде целого. Например, управленческое воздействие по природе своей состоит из таких составных частей, как: целеполагание; определение ситуации; поиск проблемы, выявление альтернатив; обоснование критерия эффективности; разработка, реализация и оценка эффективности управленческого решения. В рассматриваемом примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, включающая в себя методы и работы, выделение главного, закономерную последовательность в рамках целого явления.

При классификации необходимо придерживаться следующих принципов.

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Нельзя утверждать о наличии математических и экономических методов управления, поскольку первые выделяют по способу моделирования, а вторые по объективным интересам организации. Дополнительно отметим, что экономические интересы имеет любая организация, тогда как о наличии математических интересов в трудовой активности сотрудников организации говорить нельзя.

2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий, т.е. сумма объемов понятий или количества явлений должна соответствовать объему делимого или содержанию явления. Например, деление менеджеров с точки зрения базового образования только на две группы (имеющие техническое или экономическое образование) не является исчерпывающим, поскольку сегодня есть менеджеры с гуманитарным, правовым и т.д. образованиями.

3. Принцип взаимоисключения выделяемых групп, т.е. выделяемые явления или понятия не должны относиться одновременно к двум классификационным группам. Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в последующем делении тех и других не может быть одновременно и социально-психологических, и экономических, что, однако, не отрицает связи тех и других и их комбинированное использование в практике управления.

4. Принцип многоступенчатости классификации, что позволяет конкретизировать свойства явлений, детализировать их основные черти и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная древовидная схема (дерево целей, проблем, ситуаций, свойств, т.п.). Следует отметить конечность предела классификационного деления, т.к. оно может производиться в рамках единой сущности явления. Таким пределом в исследовании системы управления является конкретное рабочее место и человек как социальное существо.

5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени. Из этого принципа следует, что нельзя делить только часть на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, ошибочным является деление персонала управления на женщин, а мужскую половину, кроме того, по уровню образования.

В целом логические методы исследований представляют собой совокупность приемов, относящихся к логике и соответствующих ее законам и принципам, отличающимся целенаправленностью, упорядоченностью и последовательностью использования. Основными логическими приемами в исследовании системы управления выступают понятия, суждения, доказательства, умозаключения и аналогии.

Понятие позволяет выделить в исследуемой области самое существенное и общее. Примеры: товар; судно; грузовладелец; система; управление и т.д. Используется для устранения неясности и обеспечения конкретности мышления.

Суждение рассматривается как форма мышления, утверждающая или отрицающая взаимосвязь изучаемого объекта с его тем или иным признаком или отражающая отношения между различными объектами, определяя истинность или ложность этих связей. Пример истинного суждения: «Система управления как объект исследования обладает следующими признаками:

состоит из множества элементов различной природы;

составные элементы расположены иерархически;

составные элементы взаимосвязаны посредствам прямых и обратных связей»

Суждение «Система управления – это совокупность действий, определяющих направления управленческой деятельности» является ложным.

Доказательство, как этап исследовательской деятельности, основывается на использовании каких-либо аргументов и фактов, подтверждающих на основе формальной логики истинность суждения или определенного состояния объекта исследования. Пример доказательства: «Факторный анализ показал, что при увеличении средней продолжительности оборота на 8,3% показатель валовой производительности использования флота уменьшился на 5,4%».

Умозаключение – это процесс получения знания из других знаний, также выраженных посредством суждений. С его помощью на основе абстрактного мышления создается новое знание, являющееся следствием известных положений. Пример умозаключения: «С удно имеет трехъярусную надстройку практически совместимую с длиной судна. Каждый ярус надстройки системой продольных и поперечных переборок разбит на отдельные помещения, имеющие определенную бытовую инфраструктуру. Следовательно, судно предназначено для перевозки пассажиров».

Аналогия представляет собой способ получения нового знания об изучаемом объекте (явлении), базирующийся на ранее приобретенные знания о другом во многом подобным, но по существу другом объекте. Например, с эксплуатационной точки зрения, аналогом теплохода типа «Сормовский» может рассматриваться теплоход типа «Волго-Балт»:

Основополагающими законами логики являются ниже приведенные:

1. Закон тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного суждения должен оставаться неизменным. Этот закон исключает использование в логических рассуждениях слов многозначного понимания (анонимов);

2. Закон противоречия, который означает, что два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, поскольку одно из них заведомо ложно. В основе закона противоречия лежит качественная определенность объектов и явлений, не допускающая противоречивые суждения;

3. Закон исключения третьего, согласно которому из двух противоречащих друг другу суждений одно из них ложно, а другое истинно и не следует искать третье, несуществующее суждение. Закон требует соблюдения последовательности в изложении суждений и не допускает противоречий;

4. Закон достаточного основания, который требует для всякого истинного суждения только достаточных оснований. Согласно ему любое суждений, используемое при исследовании, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обоснованным, доказательным.

Использование аппарата логики помогает обнаружить и устранить противоречия в толкованиях факторов и явлений и выработать критическое отношение к неточностям и непоследовательности изложения суждений, доказательств и умозаключений.

Мудрец приводит в гармонию

противоположность правды и неправды

и отдыхает в естественном равновесии.

Конфуций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: