На электровозах установлены двигатели постоянного тока, и основные условия их перевода в режим генератора не отличаются от условий, необходимых на электровозах постоянного тока, т. е. напряжение двигателей должно быть повышено путем усиления: возбуждения (по сравнению с возбуждением на той же скорости - в тяговом режиме).
Однако положение осложнено, во-первых, наличием трансформаторной связи между обмотками якорей двигателей и контактной сетью, т. е. необходимо преобразовать постоянный ток двигателей в переменный, а во-вторых, получаемый при инвертировании переменный ток по фазе должен соответствовать фазе тока в контактной сети.
Контрток — частный случай электрического торможения.
Под контртоком понимают такой режим, когда схема включения двигателей должна обеспечивать движение электровоза назад (реверсивная рукоятка и валы реверсоров установлены в положение Назад), но локомотив движется вперед.
Направление тока в обмотке якоря в режиме контртока изменяется и совпадает с возникающей в проводниках ЭДС.
|
|
Поскольку направление тока в обмотке якоря изменилось, а магнитного потока осталось неизменным, проводники в соответствии с правилом левой руки электродинамическими силами будут выталкиваться в направлении, противоположном вращению якоря, т. е. наступит торможение.
Торможение контртоком могло бы быть очень эффективным, однако между плюсовыми и минусовыми щеткодержателями двигателя, особенно при высокой скорости движения электровоза и малом сопротивлении пусковых резисторов значительно повышается напряжение на коллекторах двигателей, что приводит к круговому огню, коротким замыканиям двигателей и перебросам дуги на корпус, причем защитная аппаратура может оказаться при этом вне возникшего контура электрической цепи.
Если даже быстродействующий выключатель отключает тяговые двигатели от сети при этих явлениях, то размыкание цепи обычно происходит после повреждения (оплавления) коллекторов и изоляторов кронштейнов щеткодержателей.
В эксплуатации наблюдались случаи, когда при высокой скорости движения машинисты включали контроллеры, забывая, что реверсивная рукоятка установлена в положение «Назад». Чаще всего это происходило на втором электровозе при двойной тяге. Как правило, в таких случаях возникали серьезные повреждения тяговых двигателей и колесных пар. В случаях плохого сцепления колес с рельсами якоря двигателей могут начать вращаться в обратную сторону или вообще остановиться (юз). В этих случаях к электрическим повреждениям могут добавиться механические — выбоины на бандажах колес, излом зубьев передачи.
|
|
Подобные режимы возникают на электровозах ВЛ8, если реверсивная рукоятка контроллера машиниста оставлена в положении «Вперед СП», а электровоз (при опущенном токоприемнике) передвигается другим локомотивом.
На электровозах переменного тока тяговые двигатели также переходят в режим электрического торможения, причем независимо от значения возникающей ЭДС ток будет очень большим; практически это ток короткого замыкания, поскольку сопротивление контура, по которому пойдет ток, очень невелико.
По приведенным выше причинам применять контрток на электровозах запрещается.