Ибо у него вовсе нет возможности расти. А каждое, имеющее все части, растет в своем месте, когда притекает к нему пища от сухой воды и от влажного огня, причем одни части теснятся внутрь, другие—наружу...
Пропускаю главу 8, совершенно невразумительную, в которой рассказывается, как части переменяют место, входят в новые смеси и достигают правильной «гармонии, имеющей три созвучия». Глава 9 содержит впервые некоторые конкретные указания на развитие зародыша, причем выясняется взгляд автора на строение тела.
9. Что же касается мужского и женского, почему возникает то и другое, я покажу в дальнейшем рассуждении. То из них, которое войдет (в тело) и достигнет гармонии, приводится в движение огнем, так как оно влажно. От этого движения оно загорается и тянет к себе корм из входящих в женщину пищи и воздуха. Вначале оно повсюду одинаково, пока оно еще рыхло, от движения же и огня делается сухим и твердым. Делаясь же твердым, оно сжимается кругом, и огонь, запертый внутри, более не в состоянии получать достаточной пиши ж выталкивать воздух вследствие плотности окружающего слоя. Поэтому он должен съесть находящуюся внутри влагу. Итак, твердое и сухое по природе не уходит целиком в пищу огню, но отвердевает и уплотняется вследствие недостатка влаги, и вот это называется костями и жилами*
|
|
Огонь же, который приводится в движение благодаря примешанной к нему воде, устраивает тело согласно природе по необходимости следующим образом. Через твердое и сухое он не может сделать себе проходов на продолжительное время, так как там он не находит никакой пищи, а через влажное и мягкое может. Ибо они суть пища для него: но и в них находится сухость, не потребляемая огнем. Они же соединяются друг с другом. Итак, самый внутренний огонь есть самый сильный, и он сделал себе самый большой проход. Дело в том, что здесь было наиболыпе влаги. Это называется желудком. Так как огонь не находил там пиши, то он ушёл наружу и сделал проходы для воздуха и пути для доставления пищи и ее рассылки. Заключенный же в остальной части тела — это есть самая влажная часть огня — сделал в этих местах три круговых хода, которые называются пусты м^ в е-н а м и, посреди же них остаток воды соединяется и затвердевает, и это называется мясом.
Эта глава, трактующая о развитии зародыша, более конкретна; она написана в том стиле, в котором вообще писали о подобных процессах врачи в V—VI веках. С главы 25 начинается продолжение учения о развитии и дается обещанное в главе 9 объяснение возникновения мужского и женского пола. г
25. Душа человека, как сказано мной и раньше, составленная из огня и воды и заключающая в себе части человека, проникает в каждое живот-
1 Эти главы переведены с греческого подлинника по изданию Литтре,