малыми по величине, велики по силе, ибо быть началом значит быть самому причиной многого и другой высшей причины не иметь. Природному устройству, по которому одни животные имеют низкие, другие — высокие голоса, содействует теплый или холодный климат местности, ибо теплое дыхание вследствие густоты производит низкий звук, а холодное вследствие тонкости — наоборот. Это заметно и при игре на флейте: те, которые пользуются более теплым дыханием и испускают его, как бы стеная,162 сообщают флейте более низкий звук. Причина хриплости голоса, как и гладкости и вообще всякой неровности, сводится к тому, что та часть я тот инструмент, через который идет голос, — или шероховат, или гладок и вообще ровен, или неровен. Это становится ясным, когда в дыхательном горле содержится какая-нибудь влажность или от какого-нибудь страдания появляется шероховатость: тогда голос становится неровным. А гибкость голоса зависит от инструмента, его мягкости и твердости: мягкий инструмент может издавать и малый, и большой звук, а следовательно, и высокий, и низкий; так как он легко делается большим и малым, то легко управляется дыханием; твердый же инструмент не поддается управлению. Итак, то, что не было определено в прежних' книгах: «Об ощущении» и «О душе», — теперь 788* сказано.
|
|
8
Относительно зубов, что они существуют не ради чего-нибудь одного и что не все животные имеют зубы ради одного и того же, но одни — для питания, другие — для защиты, или для речи, об этом сказано прежде.163 Но почему резцы появляются раньше, а коренные зубы — позднее и почему последние не выпадают, а первые выпадают и снова вырастают, — причины этих явлений следует считать близко касающимися рассуждений о возникновении. О них говорит и Демокрит, но говорит неправильно, так как он приводит общую причину, - принимая во внимание не все явления, Он утверждает, что зубы выпадают 14*