Структурные кризисы

Переход от одного типа системы к другому предполагает наличиетрех взаимосвязанных типов структурного кризиса. Все они со-провождаются углубляющимися конфликтами. Возникает про-пасть между высоким уровнем' требований, предъявляемых прави-тельству; и недостатком ресурсов для удовлетворения некоторыхиз них: Часто общество Стремительно изменяется, а политическаясистема остается негибкой, неспособной справиться с военными,экономическими и подштйчебкими противоречиями, которыеобостряют противостояние отдельных' групп. В правительствен-ных институтах начинаются разб{юд й шатания; некоторые из нихподдёржяваютЧуществующую систему, другие объединяются дляее преобразования. Происходит поляризация социальных групп;углубляются классовые, религиозные и этнические антагонизмы.Политическая система* может дестабилизироваться вследствиевойн с другими государствами. Государство часто проводит поли-гику, ущемляющую интересы таких социальных групп, как кресть-яне или неквалифицированные рабочие. Предприятия нацио-нального бизнеса занимают позицию неприятия экономическогогосподства зарубежных институтов, например ТНК, или прави-тельство объединяется с частным бизнесом внутри страны противтрубежных соперников. Соединение этих структурных конфлик-тов увеличивает вероятность трансформации системы.

Господствующие политические институты, в частности воо-руженные силы, полиция и гражданская служба, оказываются неи состоянии эффективно проводить в жизнь решения правитель-

ства. Элиты и поддерживающие их массы уже не выполняют пра*вительственных указаний. Они либо равнодушно относятся к су-ществующей политической системе, либо становятся на сторон"оппозиции, стремящейся к преобразованию этой системы'Структурные кризисы повышают возможности оппозиционногдвижения в полной мере противостоять правительству. Оппозиция получает больше шансов на его свержение.

Первоначальным толчком к разрушению коалиции, обеепечивающей исполнение правительственных решений', служа^определенные потрясения в сфере спроса-и предложения, по^рождающие быстрые изменения в обществе. Ригидная полити,ческая система не способна к проведению такой государственной политики, которая преодолела бы несоответствие междрастущими требованиями к правительству и его уменьшающи"мися возможностями, т.е. его способности удовлетворятспрос. К числу структурных кризисов, являющихся причиноденежного дефицита, относятся войны, проигранные военны'сражения, иностранная интервенция. Разлад в. подитическусистему вносят депрессии, спады, гиперинфляция, низкие тем,пы роста, а также увеличение неравенства в доходах; Стихийные бедствия. наводнения, засухи, землетрясения ещбольше увеличивают требования к правительству и одновременно истощают ресурсы общества. Демографические изменения вносят свои коррективы во взаимоотношения социалмгрупп и рождают надежды на получение от правительства теили иных пособий. Так, например, быстрый рост населегсокращение запасов продовольствия усиливают политическитребования. Урбанизация повышает спрос на услуги, предоставляемые правительством, в частности, со стороны молодежи, мигрирующей в города из находящихся в состоянии стагнации сельских районов. Увеличение числа университетов, с одной стороны, и уменьшение престижных постов в правительстве с другой, приводят к разочарованиям, особенно среди образованной молодежи, получающей сильнейший стимулвступлению в ряды оппозиции. Эти демографические измене;ния определяют высокий уровень социальной мобильносгЕсли существующая, негибкая политическая система не способна сформулировать политический курс, с помощью которого можно решить эти проблемы, то в обществе возникает дисбаланс в соотношении сил государства, социальных групвнутри страны и иностранных институтов.

Серьезные структурные конфликты ослабляют сплоченност;правящих общественно-политических институтов и обеспечива

ют наибольшую поддержку оппозиционной коалиции, борю-щейся за изменение политической системы. Фракционные кон-фликты внутри правительственных институтов разрушают един-ство действии правительства, государственных служащих, воору-женных сия и полиции. Государственные институты сопернича-ют с социальными группами: этническими, религиозными, эко-номическими или группами гражданского действия. Борьба воз-никает и внутри этих групп: например, землевладельцами и кре-стьянами или между рабочими и капиталистами. Центральноеправительство и зарубежные институты (другие государства, ве-лущие межправительственные организации и ТНК) борются загосподствующее положение в политике. Зарубежные институты,например МВФ', часто вступают в союз с определенными соци-альными группами внутри страны (частнокапиталистическимифирмами), чтобы противостоять другим социальным группам(городским профсоюзам). Войны между государствами дестаби-'мизируют и без того слабые правительства, всячески старающие*ся избежать' международных конфликтов. Структурные конф-ликты ускоряют распад принудительной и консенсуальной вла-сти правительства2.' ■ ■

Если правительство вместе с вооруженными силам» и полй-| шей окажется не в состоянии ни добиться консенсуса, ннэффек-і ивно воспользбваться методом принуждения, в обществе мйжеті іроизойти смена системы. Любую из политических систем харах-| еризуетс!тегіейьприспгісобляем6стй или репр^сйишости. Такти-ка приспособления получает большую поддержку и ведет к добро-вольному подчинению. Воплощая в жизнь нравственнее ценно-сти солидарность, справедливость, гражданские добродетели 11 идя на материальные уступки, государственный аппарат добива-ется большей лояльности различных социальных групп существу-ющей политической Системе. Образование коалиций с группамиподдержки усиливает стабильность правительства. Однако еслиправительство уже не придерживается духовно-нравственНыхі іенностей или не предоставляет достаточных социальн'о-эконо-мическихблаг, консенсуальная коалиция часто распадается. Пле-ните льственные институты, особенно армия, полиция и силы без-'опасности, ради сохранения существующего строя системы болееполагаются на принуждение, которое способно хотя бы на корот-кий период запугать оппозицию, считающую открытое противо-стояние слишком серьезной мерой. Страх и чувство разочарова-ния отвращают оппозиционные организации, такие, как партии,і iapc-дные фронты, партизанские отряды и повстанческие армии,і > г оказания активного сопротивления. Но используемые в качест-

ве долговременной меры репрессии могут непреднамеренно П-дорвать систему и укрепить оппозицию. Усиливая негодование ]отношению к властьпредержащим, принимаемые правительстввом репрессивные меры зачастую сплачивают оппозицию, пол'*талкивая их к выражению неуважения к официальным властямдемонстрации своего,политического мужества. Еслиправительсво будет наказывать оппонентов за ненасильственные действ-(забастовки, демонстрации, митинги), те перейдут к насильственым действиям. Если оппозиционное движение направлено п~тив произвола, неразборчивых и репрессивных действий вдастето даже не слишком активные группировки сплотятся вокруг про"тивостоящих режиму лидеров, обещающих более справедливполитическую систему.

Решение поддержать оппозиционное движение проистекавотчасти из ожидания возможного успеха оппозиции. Когда првительство утрачивает административный контроль над обществом, ослабевает риск быть наказанным. По мере того как правительственные репрессии становятся умеренными, оппрненты, не переставая возмущаться несправедливым строем, в большей степени способны бросить вызов существующей системОппозиционные движения могут объединиться с несколькимместными группами и применить насилие против своих щкщгников, захватить власть и установить новый политическистрой. Провозглашая общественные идеалы, обещая матеральные блага и защищая социальные группы от правительственого произвола, оппозиционеры расширяют своюсрциальн>базу. Если другие государства и зарубежные "институты усилйїют внутреннюю структурную слабость существующего прав»тельства и поддерживают оппозицию, то изменение политич,ской системы еще более вероятно. Когда сильные иностранныправительства и международные институты лишают нахсщийся у власти режим экономической, военной помощи и людских ресурсов, предоставляя их оппозиционному движенипоследнее имеет большие возможности установить новую политическую систему3.'..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: