Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - капиталу, обороту, выручке, издержкам.
Существует большое количество показателей рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия с различных позиций. Эти показатели можно сгруппировать по 3-м направлениям:
· рентабельность продукции;
· рентабельность продаж;
· рентабельность капитала;
· показатели, рассчитанные на основе потоков денежных средств.
1. Показатели рентабельности продукции измеряют эффективность производства и реализации различных видов конечной продукции фирмы. Существуют следующие подходы к расчету данных показателей:
1.1 Рпрод = П / С;
где П- прибыль в структуре цены единицы продукции, р.;
С - себестоимость единицы продукции, р.
1.2
где Ппр - прибыль от производства и реализации продукции (прибыль от продаж), р.;
|
|
Зрп - затраты на производство и реализацию продукции, р.
2. Показатели рентабельности продаж имеют особую значимость в финансовом управлении для оценки доходности отдельных видов продукции. В зависимости от того, какой показатель прибыли находится в числителе формулы можно выделить следующие показатели, относящиеся к данной группе:
Прибыль от продаж
2.1. Рентабельность продаж =;
Выручка от продаж
Валовая прибыль
2.2 Валовая рентабельность продаж =.
Выручка от продаж
Чистая прибыль
3. Чистая рентабельность продаж =;
Выручка от продаж
Третья группа показателей характеризует взаимосвязь прибыли и инвестиций. Они являются одними из наиболее важных показателей конкурентоспособности предприятия.
К показателям рентабельности капитала относятся:
Прибыль до налогообложения
3.1 Рентабельность собственного капитала =;
Собственный капитал
Чистая прибыль
3.2 Чистая рентабельность собственного =;
капитала Собственный капитал
Чистая прибыль
3.3 Чистая рентабельность материальных =;
активов Материальные активы
Прибыль до налогообложения
3.4 Рентабельность активов =;
Актив
Чистая прибыль
3.5 Чистая рентабельность активов =.
Актив
Наиболее общее представление о доходности фирмы дает показатель рентабельности активов, исчисляемый как отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (нетто-результат эксплуатации инвестиций) к сумме активов фирмы. В специальной литературе этот показатель получил название экономической рентабельности активов. Именно экономическая рентабельность характеризует результативность использования всех финансовых ресурсов фирмы, вложенных в ее имущество, а размер полученного нетто-результата (НРЭИ) отвечает на вопрос, достаточно ли этого размера, чтобы обеспечить ожидаемые доходы кредиторам, инвесторам, собственникам, государственным органам.
|
|
Учитывая российскую практику составления финансовой отчетности, экономическую рентабельность активов можно рассчитать по следующей формуле:
НРЭИ Пдон + % + ЧД - ЧР
ЭРа = =,
А А
где ЭРА – экономическая рентабельность актива;
НРЭИ – нетто – результат эксплуатации инвестиций.
Пдон - прибыль до налогообложения, р.;
% - сумма процентов за кредит, отнесенная на себестоимость продукции, а также проценты по кредитам и займам, относимые на уменьшение финансового результата, р.;
ЧД - чрезвычайные доходы;
ЧР - чрезвычайные расходы;
А - среднегодовая сумма активов предприятия, р.
Четвертая группа показателей формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой, второй и третьей групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Рассчитанные таким образом показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.
Для выявления путей повышения рассмотренных выше групп показателей рентабельности их можно моделировать по факторным зависимостям с различной степенью детализации.
Наибольшую популярность имеет модель разложения в факторную систему показателя экономической рентабельности активов, впервые использованная в финансовом менеджменте компании Дюпона.
Базовая формула Дюпона:
НРЭИ О
Эра = *,
О А
где О – выручка от продаж
Базовая формула Дюпона показывает влияние на размер экономической рентабельности активов двух важнейших факторов:
НРЭИ/О - коммерческой маржи или рентабельности продаж;
О/А - коэффициента трансформации или получения выручки с одного рубля актива фирмы.
Главное правило регулирования экономической рентабельностью активов: при низкой прибыльности продаж () необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости капитала и его элементов () и наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только понижением затрат на производство продукции и ростом цен, т. е. повышением рентабельности продаж.
Модифицированная формула Дюпона выведена на основе использования метода цепных подстановок в формулу чистой рентабельности собственного капитала:
ЧП О А
ЧРск = + +,
О А СК
где СК - собственный капитал, р.
Данная формула позволяет исследовать влияние на рост или снижение доходности собственного капитала фирмы трех факторов:
· изменений чистой коммерческой маржи (ЧП/О);
· изменений коэффициента трансформации (О/А);
· изменений структуры капитала фирмы (А/СК).