1. Три основных разновидности олигополии. Нескоординированная олигополия. Модель ломаной кривой спроса.
2. Картели, механизмы их деятельности, роль в истории и современности. Российские синдикаты.
3. Картелеподобная структура рынка. Механизм координации действий олигополистов: лидерство в ценах (барометрическое, на основе низких издержек, доминирующей фирмы); схема «издержки плюс»; фокальные точки.
4. Ценообразование в практическом бизнесе.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 8.
2. [2] Гл. 9, 15.
3. [3] Тема 6.
4. [4] Тема 9, видеоматериалы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [8] Гл. 16.
2. [10] / Стиглер Дж. Дж. Ломаная кривая олигополиста и жесткие цены / Стиглер Дж. Дж. Теория олигополии.
3. Геворкян П., Малыхин В. Современные продвижения в модели Курно сотрудничества и конкуренции // Российский экономический Интернет-журнал. – http//www.e-rej.ru/Articles/2009/Gevorkyan_Malykhin1.pdf
4. Цветков В. Особенности формирования и развития крупного российского бизнеса // ЭКО. – 2005. – № 8.
5. Эдель Г. Формирование олигополии в цементной отрасли России в период 1990 – 2008 гг. // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 1. // elibrary.ru/download/51657082.pdf
6. Яковлев А. Российская корпорация / А. Яковлев, Ю. Данилов // Экономика и жизнь. – 2007. – № 15 (Апрель).
ТЕМА 11. МОНОПОЛИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Основные черты монопольного рынка. Характер барьеров, ограничивающих доступ в отрасль. Поведение фирмы-монополиста и последствия монополизации.
2. Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия).
3. Ценовая дискриминация, ее предпосылки и разновидности.
4. Ценовая дискриминация в России.
5. Долгосрочная кривая издержек на монополизированном рынке.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Сущность антимонопольной политики. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Два целевых уровня цен.
2. Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.). Реформирование российских естественных монополий.
3. Антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий.
4. Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям. Контроль захватов и слияний. Антикартельные меры.
5. Проблема монополизации российского рынка.
а) Социалистический монополизм и его трансформация при переходе к рынку.
б) Особенности антимонопольной политики в России.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 9.
2. [2] Гл. 10, 15.
3. [3] Гл. 6.
4. [4] Тема 10, видеоматериалы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [3] Т. 2. – Гл. 10.
2. [5] Гл. 8.
3. Болочев С. Изменение совокупного выпуска фирмы-монополиста как критерий допустимости ценовой дискриминации третьей степени // Российский экономический Интернет-журнал. – http//www.e-rej.ru/Articles/2009/Bolochev.pdf
4. Гусев К., Гурин А. Российская экономика: от монополизации к модернизации // Банковское дело. – 2010. – № 4. – С. 14-18.
5. Осадчая И. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. – 2007. – № 2.
6. Поляков Г. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вестив электроэнергетике. – 2007. – № 1.
7. Прыганов С. Монополизация стала барьером для российской экономики // Экономист. – 2007. – № 6.
8. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции // Эксперт. – 2007. – № 36.
9. Сероокая А. Антимонопольное законодательство и конкуренция // Право и Защита. – 2008. – № 8.
10. Смирнов К. Монополистов ограничат // Экономика и жизнь. – 2008. – № 5.
11. Хорунжая С. Финансовый механизм регулирования деятельности естественной монополии (на примере электроэнергетики России) // Финансы. – 2009. – С. 38-44.
12. Хмелев M. России зарождается страховой монополист // Финансовые известия. – 2008. – № 19.
13. Щербина М. Особенности государственного регулирования естествен-ных монополий в России // Бизнес Академия. – 2002. – № 10(20).